Возвращение ММЗ
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора
Июнь 2009
Территория ОАО «Метровагонмаш» разделилась на две части. Предприятие обзавелось «дочкой» со своей собственной проходной. Новый завод – со старым «народным» названием «ММЗ» был образован 12 мая 2009г. Генеральным директором ОАО «Мытищинский машиностроительный завод» был назначен Игорь Щедров.
— Игорь Сергеевич, каковы основные вехи вашего творческого пути к нынешней должности генерального директора?
— Основную часть своей сознательной жизни я служил офицером на финансовых должностях. Службу закончил заместителем начальника Управления оплаты труда гражданского персонала ВС России в Центральном аппарате Министерства обороны. Больше семи лет назад пришёл на Метровагонмаш в отдел труда и зарплаты. Последняя должность перед новым назначением – начальник планово-экономического управления.
— Финансисты и экономисты в производстве востребованы?
— Востребованы. В советское время действовал принцип «план – любой ценой!». Сегодня производство должно быть прибыльным, всех работников следует мотивироватьна решение поставленных задач.
— Выделяясь из состава Метровагонмаша, ММЗ сохраняет взаимоотношения с «головным» ЗАО «Трансмашхолдинг»? В чём логика этого раздела?
— В отдельное предприятие выделяется производство специальной техники. Рельсования техника и самосвалы остаются на Метровагонмаше. Одна из основных причин в том, что Трансмашхолдинг привлекает иностранного инвестора (французскую Alstom – «ТАМ»). Это необходимо для развития производства и обновления продукции.
По закону иностранный инвестор не может участвовать в производственашей военной техники. Они, кстати, и не хотят, ведь мы делаем технику не только для своей армии, но и для стран, которые наши партнёры считают своим противником.
Через какое-то время, скорее всего ММЗ станет самостоятельным предприятием и, вероятно, войдёт в одну их Государственных корпораций.
Пока нерешённых вопросов очень много. В первую очередь –переоформлениемземли с одного завода на другой. Только на межевые дела может потребоваться не меньше года. Кроме того, очень сильныорганизационно-технологические связи двух заводов.
— Не болезненным получается раздел?
— Болезненным! Но был бы ещё болезненнее, если бы проходил одномоментно. Чтобы смягчить процесс, мы разработали поэтапную программу перевода военного производства с Метровагомаша на ММЗ, а гражданского производства – наоборот. Это примерно 30 тысяч взаимных переходов.
За переносом производства последует перенос оборудования, а на третьем этапе – мы его считаем одним из основных — в инвестиционной программе 2010 годапланируется приобрести достаточно большое количество нового оборудования, создать новые производственные участки для усиления заводской «автономии». Новые станки и технологии позволят поднять качество продукции на более высокий уровень. Максимальную независимость мы сможем приобрети года через два, два с половиной.
— Есть у завода проблемы с оборотными средствами и комлектующими? Какова ситуация с кадрами?
— На сегодняшний день мы обеспечены подписанными контрактами на три года вперёд. Особых сбоев по кооперации пока нет. Некоторыенаши поставщики комплектующих «лежат на боку», но мы различными путями стараемся им помочь. Ищем и альтернативных поставщиков.
Кадровый вопрос неоднократно обсуждался как на заводе, так и в областном правительстве с министром промышленности Владимиром Ивановичем Козыревым. Впоследние годы, скрывать не надо, подготовка производственных кадров пришла в упадок. И на сегодняшний день моя главная задача -сохранить существующий работоспособный коллектив. Не допустить социальной напряжённости. Поэтому мы сохраним на новом предприятии все должности, на каких кто работал,и весь соцпакет. Конечно, ни один человек не будет переведён насильно.
— О вас, Игорь Сергеевич, ходят слухи, как о покладистом руководителе. А не время ли сейчас жёстких начальников?
— Главное моё требование к подчинённым – исполнительность. Задача должна быть выполнена стопроцентно и так, как она поставлена. Контроль также будет стопроцентным! Разгильдяям и тем, ктона работе только «отсиживается», спуску не будет.
— Сколько времени проводите на работе и как отдыхаете? Чем занимаются жена и дети?
— Раньше мы шутили: у нас восьмичасовой рабочий день, это значит – с восьми утра до восьми вечера. Реально с половины восьмого я всегда на рабочем месте, а вечером уезжаю уже тоже где-то после восьми. Важно в спокойной обстановке, без суеты обдумывать ситуацию, принимать решения.
В течение рабочего дня позаниматься серьёзными вопросами не удаётся. Утро и вечер – для решения проблемных вопросов ипланирования. Планированием занимаюсь в электронномвиде. На новом заводе следует полностью отказаться от бумажного документооборота, включая всю переписку.
В свободное время предпочитаю быструю ходьбу от часа дол полутора и плавание. Когда построят бассейн на ул. Каргина, надеюсь, с плаванием станет проще.
В семье у меня всё нормально. Жена Марина работает косметологом, придаёт женщинам красивый вид. Обе дочери — экономисты, пошли по моим стопам. Люба сейчас в декрете с внучкой, Ольга работает на заводе в отделе труда и зарплаты. Можно сказать, династия.
— У «старого» ММЗ – история долгая. От какой даты вы будете вести летоисчисление нового завода?
— Основание завода в 1897 году и ММЗ в 2009 пришлись почти на одну и ту же дату 12 мая и 19 мая. Поэтому будем отмечать и ту и другую. Ведь и решение о возвращениезаводу старого названия не случайно. От всего передового, что создано нашими предками, как в инженерной теории, так и в производственной практике, — отказываться нельзя.