Италия — для туриста. Путешествие первое. Сардиния

Путешествия; Суббота, Октябрь 31, 2009

В синем море, в белой пене…

В синем море, в белой пене…

С наступлением летних погожих дней меня вдруг стало одолевать оригинальное желание поехать на море, Средиземное. Сардиния была выбрана по туристическим проспектам, обещавшим лагуны неземной чистоты, и еще потому, что у итальянского премьера Берлускони там вилла, а Сильвио, друг нашего премьера, где попало отдыхать не будет…

Алла УРАЛОВА

Фото автора

Субъективные заметки о четырех путешествиях в страну мировой культуры, античной истории, макарон, вина и оливок

Четыре часа лёта, и под крылом лайнера показались серые скалы и оливковые деревья. Аэропорт Кальяри встретил тишиной и жарой, в мареве которой плавились очертания самолетов. Туристов из России, приехавших осваивать мало раскрученные курорты Сардинии, не набралось даже на полный самолет раз в неделю. Второй сардинский международный аэропорт находится на севере страны в городе Сассари — это  вторая столица Острова, интеллектуальная.

На Сардинии существует скрытое соперничество между севером и югом, как между Петербургом и Москвой. Север считается более престижным и богатым районом. Самые супер-пупер виллы расположены именно там, и многие из них скупили до кризиса российские олигархи. Более демократичный юг с официальной столицей Кальяри — экономический центр Острова. Здесь  же — главный сардинский порт.

Сардиния не относится к числу процветающих районов Италии. Остров является отсталой сельскохозяйственной провинцией. Почва здесь скудная, но на ней хорошо себя чувствуют оливковые деревья, их плоды невероятно крупные и вкусные. Есть и виноградники, и поливное овощеводство. Небольшие лесные массивы имеют место быть в горах, в глубине острова. Там же в горах разводят овец. С водой на Сардинии напряженно. До недавнего времени даже в столице собирали в цистерны дождевую воду. Водопровод построили только пару лет назад.
Близ Кальяри расположены соляные озера. Разработки соли ведутся с незапамятных времен и практически тем же методом выпаривания воды на солнце. Когда-то соль была одной из основных статей сардинского экспорта. В береговой полосе жители занимаются рыболовством.

В мае мимо Кальяри проплывают косяки нерестящихся тунцов. В этот период рыбу можно брать буквально голыми руками, что по традиции делается и по сей день. На несколько дней в городе прекращается всякая работа. Рыболовы заходят в воду, и начинается избиение тунца, не столько для еды или  продажи, сколько для соблюдения традиции. Рыбной ловлей занимаются исключительно итальянцы. Коренные жители – сарды предпочитали селиться в горах в глубине острова. Моря они боялись – по нему к ним приплывали завоеватели. Большой остров был лакомым куском для финикийцев, карфагенян, римлян, византийцев, арабов, испанцев и прочих. Жители, не имея сил отстоять свою независимость, уходили вглубь острова, куда завоеватели старались не заходить. Там за каждым камнем могла быть засада. Даже воинственным римлянам пришлось довольствоваться береговой полосой. Результатом античных завоеваний стало исчезновение древней цивилизации нурагов. От них остались изделия из бронзы и знаменитые круглые башни.

Одни завоеватели сменяли других. Дольше всех на Острове задержались испанцы из Арагона. Они почти успели достроить свою Кастелло на самой высокой точке современного Кальяри. Но обстоятельства изменились, и испанцы покинули Сардинию. Потом островом владела Савойская династия. В 1718 году Савойский герцог Витторио Амедео II стал королем Сардинии. В результате походов Гарибальди Сардиния вошла в состав объединенной Италии, за что герою в Кальяри поставлен памятник на улице его же имени.

Став частью Италии, Сардиния быстро скатилась на позиции бедной родственницы. Дуче Бенито Муссолини попытался вытащить остров из нищеты, и за это на Сардинии относятся к нему с уважением. Приверженность к уже повешенному дуче сыграла с сардинцами плохую шутку: в конце войны Кальяри нещадно бомбили американцы, и разрушения до сих пор не ликвидированы.

В республиканской Италии Сардиния получила широкую автономию со своим правительством и парламентом, оставаясь все той же бедной сельскохозяйственной провинцией. Безработица на острове страшная. Молодёжь учится лет до тридцати, после чего сразу переходит в категорию безработных иждивенцев, сидящих на мизерном пособии и на пенсии родителей. Пенсия в Италии, в отличие от российской, очень достойная и позволяет содержать не только самих пенсионеров, но и их детей и внуков. Активная молодёжь в поисках лучшей доли уезжает в материковую Италию, в Европу и Америку, пассивная — перебивается случайными заработками, в том числе сезонным обслуживанием туристов.

Туриндустрию Сардиния стала осваивать недавно. Особо интересными историческими объектами она похвастаться не может, поэтому выжимает всё из своих природных условий. Вдоль береговой полосы построено множество отелей разной звёздности. Каждый из них имеет свой кусочек пляжа, на котором устанавливает лежаки и зонтики. Никаких заборов при этом не ставится, и проход к морю открыт для всех. Более того, самые лучшие пляжи являются общественными, а уж о том, чтобы при строительстве виллы отхватить кусок берега, как делается у нас, и речи быть не может.

Берега Сардинии сильно изрезаны, и, хотя песчаных пляжей там немало, но расположены они небольшими порциями и окружены скалами.

Приятно отдыхать в бунгало

Приятно отдыхать в бунгало

Симпатичный отель Siguientu, где я остановилась, тоже  построен на берегу моря. Весь белый, он утопал в пальмах, цветах и кактусах. Мне достался хороший, комфортабельный номер с балконом, на который выходили двери еще двух номеров, и видом на море, если изогнуться буквой «z». Если не изгибаться, то можно была видеть плоскую крышу соседней виллы. Судя по антуражу, она использовалась как балкон, но никто на ней так и не появился за все семь дней моего пребывания в отеле.

Особенно хорош в отеле бассейн. Большой, красивой формы он так и манил прыгнуть в его прохладные голубые воды. За ним маячило море. Увы, его манящая синева оказалась обманчивой. Под лазурной поверхностью притаились огромные валуны. Они усеивают всё дно небольшого гостиничного пляжа. Здесь можно было только загорать, а для водных процедур предназначается бассейн с хлорированной водой. В получасе ходьбы по каменистой тропинке под палящим солнцем располагался дикий пляж, им пользуются местные дачники. Время от времени берег бороздили торговцы с бусами, солнечными очками, шапочками и прочей пляжной атрибутикой. Почему-то все они были выходцами из Сенегала.

До ближайшей лагуны — час езды по некрутому серпантину и столько же морем на яхте. Полное восторга морское путешествие в изобилии предоставило солнце, небо, чаек и живописные берега. Еще большее впечатление произвела сама лагуна. Чистейшая вода необыкновенного бирюзового цвета. По песчаному дну шныряли пестрые косяки мелких рыбок. Заплыв поглубже, можно заниматься дайвингом. Итальянцы, натянув на себя маски и ласты, сосредоточенно изучали морских обитателей и учили этому своих детишек.

Отношение к детям в Италии – это особый разговор. Дети ни в коем случае не считаются помехой отдыху родителей. С младенческого возраста их возят с собой, и они привыкают находиться среди взрослых. Удивительно, но малыши не пристают к родителям, а спокойно занимаются своими делами. В свою очередь родители никогда не обделят ребенка вниманием.

На яхте растянувшаяся было позагорать дама встала по первому же зову сына. Он обнаружил что-то интересное на противоположном борту судна, и мама без всякого недовольства пошла посмотреть, что хотел показать ей ребенок.

На детей в Италии голоса не повышают, по крайней мере на людях. Я не видела, чтобы итальянский ребенок плакал. Итальянские дети вежливы и хорошо воспитаны — в ресторане трёхлетняя кроха вежливо здоровалась со мной, и самостоятельны — малышка лет пяти сама тащила на пляж огромную сетку, набитую игрушками.

Итальянские дети похожи на ангелочков с картин Рафаэля, такие же пухлые и кудрявые. Часто встречаются блондины. Непонятно, куда все это девается, когда дети вырастают. Невысокого роста, смуглые, далеко не всегда пропорционально сложенные итальянцы ничуть не соответствуют представлениям о классической средиземноморской красоте. Очевидно, все красавцы и красавицы Италии задействованы в кино и на телевидении.

Хороши сардинские красотки!

Хороши сардинские красотки!

Итальянцы — народ очень добродушный и жизнерадостный. Обслуга в отеле была отменно вежлива, искренне доброжелательна и весела. Дворник, подметавший дорожки, парень, чистивший бассейн, аниматоры, то и дело приглашавшие распластавшихся на солнце отдыхающих покидать дартс, потянуть стретч, потанцевать самбу или поплескать водную аэробику, ни с того ни с сего, просто от полноты душевной вдруг принимались петь — и пели хорошо.

По вечерам для детей устраивались игры, для взрослых концерты и танцы. Но из отеля податься было некуда. Дачный поселок Капитано, расположившийся неподалеку, был практически пуст. Можно было только бродить вдоль вилл и виллет. Иногда участок перед домом был так мал, что его хватало только для автомобиля. В виллах побогаче гараж уходит в подвал, а на участке — газоны и цветы. Сквозь невысокие решетчатые заборчики хорошо просматривались постройки. Дома выстроены в одном стиле. Белые стены, чуть покатые или плоские крыши, балконы и террасы заставлены кадками с цветами, окна закрывают ставни с жалюзи.

Здесь целый год сады цветут!

Здесь целый год сады цветут!

На Сардинии во все времена года цветут олеандры, опунции, вербена. Летом в воздухе стоит горячий сладкий запах цветов, перебивавшийся только запахами моря и кухни в часы кормления отдыхающих. В 4-звёздных отелях предусмотрен шведский стол. В принципе он везде одинаков. Завтрак включает в себя собственно английский завтрак с беконом и омлетом, французский — с рогаликом и джемом, скандинавский — с мюсли и йогуртом. Запивается все это соком, кофе и чаем.

Обед более разнообразен и основывается на традициях местной кухни. Закуски – горячие и холодные, в основном овощные, паста в разных видах, и что-нибудь рыбное или куриное. Итальянцы не специалисты по мясу, хотя мясные блюда у них тоже есть. Ужин еще более обилен. Это и есть основная трапеза за весь день. От обеда он отличается только количеством съедаемого. Если подается салат, то это огромная миска латука, которую полагается заправлять оливковым маслом и бальзамическим уксусом, если кусок мяса, то размером с тарелку, на которой он подаётся. После основных блюд следуют сладкие – фрукты, печёное, мороженое, десерт.

К обеду и ужину полагается вино по выбору клиента и за дополнительную плату. Молодое ординарное вино на Сардинии подается в кувшинчиках – квартах, марочное – в бутылках. Время после ужина итальянцы занимают беседами, игрой в карты, кофе- и винопитием в баре, прогулками и танцами.

На экскурсию в Кальяри мы поехали во второй половине дня. Ввиду жары, с часу дня до пяти вечера на острове сиеста. Закрываются все магазины, кафе, рестораны. Пока островитяне отдыхали, мы осматривали достопримечательности их столицы.

Кальяри строился и перестраивался неоднократно. Археологические раскопки показали, что люди здесь жили задолго до античных времён. Старый город, замок, Кастелло был выстроен во времена господства арагонцев в XIII-XV веках. Расположен он довольно далеко от моря на самой высокой окрестной скале.

С любой башни море просматривается на много миль. Дома стоят, тесно прижавшись друг к другу. Улицы петляют вверх-вниз. Кафедральный собор Кальяри посвящен Святой Марии, хотя покровителем острова является святой Эуфизий. Мартовский праздник в его честь длится четыре дня. Статую святого ставят на повозку, запряжённую быками, и везут в соседний город. На каждой остановке их кормят и поят – дело-то святое, так что путешествие туда и обратно занимает несколько дней. Всё это время народ радуется и веселится.

Строительство кафедрального собор Святой Марии было начато в XIII веке в готико-романском стиле и закончено в XVIII веке в стиле генуэзского барокко. Капитальная реставрация собора в конце XX века значительно улучшила его внешний вид.

Насладившись красотами главной сардинской церкви, мы потянулись к выходу. Здесь нашу группу поджидал живописный нищий, чистым прикидом и отсутствием запаха нисколько не походивший на наших бомжей. Каждому выходящему он жестом указывал на огромный гвоздь в полу, дабы туристы не споткнулись. За это полагалось дать ему монетку. Весь процесс проходил в молчании. Вероятно, на Сардинии запрещено просить милостыню. А так – человек работает, заботится о безопасности гостей города.

Центральная улица Кальяри представляет собой набережную и называется виа Рома, то есть Римская. Виа Гарибальди и виа Карло Феличе представляют собой пешеходную зону, но это вовсе не означает, что транспорт по ним не ходит. На городские автобусы, такси, личные автомобили и мотоциклы это не распространяется. По понятиям итальянцев улица считается пешеходной, если по ней не ездят большегрузы.

Ближе к шести часам вечера жара спадает, и город начинает оживать. Открываются кафе и магазины. В ресторанах начинают готовиться к ужину. Для нас вечерняя трапеза была приготовлена в деревушке с экзотическим названием Маракалагонес. Некий профессор то ли сардского языка, то ли этнографии решил доставшийся ему от предков дом сделать местом ознакомления туристов с сардским фольклором и кухней.

Большое двухэтажное строение стояло на главной деревенской площади напротив собора и снаружи больше походило на хорошо укрепленную цитадель. Внутри находился просторный, тенистый, увитый виноградом внутренний двор – патио. За длинными столами могло разместиться человек шестьдесят. Еще пару рядов стульев заняли пожилые туристы из Эмилии-Романьи. Обитатели экономически самого развитого региона Италии, они не захотели тратиться на этнографический ужин и предпочли остаться только зрителями.

Ужин был превосходен! Жареные домашние колбаски благоухали, домашние равиоли с сыром рикоттой таяли во рту. Вина было хоть залейся. Когда же повара парадным маршем пронесли жареных на вертеле поросят, по двору пронесся стон. Поросята шли уже через силу. А после был еще десерт и знаменитый сардинский миртовый ликер! Лукуллов пир сопровождался песнями и танцами сардов в национальных костюмах. Под занавес сам профессор – колоритнейшая личность почтенного возраста, высокого роста и изрядной толщины – исполнил свою любимую народную песню, после чего был предложен танец дружбы.

Осоловевшие и поддатые туристы из разных стран водили хоровод под сардскую музыку и любили весь мир, Сардинию и друг друга.

Поросят выносили под дружный стон гостей

Поросят выносили под дружный стон гостей

Tags: , ,

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит