Осень на Майорке
— Я даже купил книгу Жорж Санд «Зима на Майорке», — сказал Леонид Голицын, директор туркомпании «Энигма», отправляя меня на очередной Остров.
— А я ожидаю, ответил я, что увижу на Майорке множество майоров. Даже только одних майоров…
— Майорцев, — поправил Леонид, — не то строго, не то задумчиво…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ Фото автора
(главы из будущей книги)
Оба мы ошиблись. Меня встретили в основном майоркинцы, а также «понаехавшие» немцы и англичане. Сам же я в аэропорту был принят за… американца. На бейсболке надпись «New York City», на сумке – «West». «What do you want?» — спросил я поспешивших ко мне таможенников. Они вытаращили глаза. Каким образом на чартере из Домодедово мог оказаться американец? Меня, как я понял, стали спрашивать, кто я да откуда. Пришлось признаться – «Russo» и тем самым исчерпать интерес таможенной службы.
«Причины новых странствий» (Ч. Милош)
Первоначально два момента были определяющими в моём путешествии на Майорку.
Прошлой осенью я побывал в каталонском городке Салоу, откуда король Арагона и Каталонии Хайме I со своими баронами отправился на освобождение Балеарских островов от арабов. В Салоу королю воздвигнут очень красивый памятник, тогда как на месте его высадки на Майорке установлен внушительный памятный Крест.
Второй момент – вроде бы из числа общеизвестных, отчего он не сделался менее вдохновляющим, — это пребывание на Острове знаменитой любовной пары Жорж Санд – Фредерик Шопен.
Если первому событию, свершившемуся в 1229 году, исполнилось к этому моменту 780 лет, второму (с учётом, что «зимовка» Санд и Шопена закончилась в феврале 1839 г.) – 170 лет.
Я вообще люблю такие круглые даты. В данном случае они не единственные. Жорж Санд родилась в 1804 г. – 205 лет назад. Шопен умер через 10 лет после своего путешествия в октябре 1849-го. Через 30 лет его сердце было замуровано в одну из колонн Костёла св. Креста в Варшаве. Но, может быть, какая-то частичка этого гениального сердца осталась в Вальдемоссе!
А ещё я вспоминаю моего отца, освобождавшего Польшу от фашистов и награждённого медалью «За взятие Варшавы»… И друга Шопена – итальянскую звезду Винченцо Беллини, над шикарной могилой которого в Кафедральном соборе Катаньи меня обуревали высокие мысли…
В ходе поездки вскрылось и ещё одно важное обстоятельство. Я вновь, как годом раньше в Каталонии, «встретился» с Антонио Гауди. На Майорке он не только «черпал вдохновение», но и работал, явив свой неподражаемый «природоведческий» стиль в стенах Кафедрального собора г. Пальма де Майорка — столицы архипелага.
Путём реконкисты
Арагонско-каталонская знать со своими королями считалась постольку-поскольку. В её традициях было, если что, бросить монарху вызов и, объединившись, начать войну за всё новые привилегии, зафиксированные в конечном счёте в документе под названием «Привелегия унии» (1287 г.)
Замыслившему поход на Балеары Хайме I пришлось уговаривать своих баронов «войти в долю». Он обещал им землю на Майорке и, надо полагать, своё слово сдержал, «отстегнув» половину острова. По информации хронистов, флот собрался мощный. На памятнике в Салоу можно найти гербы арагонских грандов, участвовавших в походе. Те же гербы встречаются на Острове в летней королевской резиденции – в замке Бельвер и в заложенной по приказу Хайме I Кафедральном соборе Пальмы. Хранится в соборе и уникальный походный алтарь короля-освободителя – раскладной ящичек с множеством ячеек. В каждой ячейке – маленький мешочек с частицей святых мощей. Откуда такое количество святых – одному Богу известно!
Арагонцы выбили арабов с Майорки в 1229 году. Почему их флот причалил в «нынешней Санта Понсе»? Само по себе удобное место с большой бухтой – только одна сторона дела. Вторая сторона – горы на севере Острова, не слишком высокие, но всё-таки. Зачем по ним карабкаться, если можно не карабкаться! К тому же от Санта Понсы до Пальмы – рукой подать, в нынешнем километраже – 20 км.
Между тем, другие острова архипелага были отвоёваны позже – в 1232-м или даже в 1235-м. Накопив тем самым опыт успешных десантно-штуромвых операций, арагонцы вошли во вкус. Захватив Балеары, Хайме I, пишет Хуан Лалагуна, «проследовал вдоль Средиземноморского побережья, захватил Валенсию и Хативу и расширил свои владения на юг…»
Тут можно вспомнить, что именно на базе островов Арагон долгое время являлся мощной морской державой. Одна Сицилия чего стоит!
По утренней прохладе, свернув с пляжа Санта Понсы налево, я сначала иду вдоль берега, а когда путь по берегу оказывается невозможен, выхожу на улицу. И что же? Эта авенида носит имя Хайме Первого! С перекрёстка возле недорубленного лесного куска, сворачиваю направо. Via de la Creu пустынна – только у одной уютной виллы хмурый мужичок подрезает кусты воль ограды.
Вот уже среди прибрежных сосен на небольшом плато мелькает стройный силуэт памятника. Я включаю камеру и снимаю Крест с разных позиций, как бы приближаясь к точке высадки королевского флота с противоположной стороны – ИЗ ДРУГОГО ВРЕМЕНИ.
Памятник воздвигнут в 1929 году, то есть во времена реставрации Бурбонов после падения Первой республики, во времена «подъёма и падения дона Мигеля Примо де Риверы» — главы правительства Испании при короле Альфонсо XIII. Покинувший страну в 1931 г. король был известен своей любовью к театру. После представления он с актрисками заполночь засиживался и в ныне существующем Café Barbiery…
Местные варвары или злопамятные арабы не пощадили изящный монумент. На «энергично исполненных» горельефах в его нижней части у рыцарей обломаны их буйные головы и прочные толедские мечи. Это ещё одна метафора войны, не прекращающейся и в самое мирное время.
Внизу подо мной из бухты в открытое море выходит парусник. Ясное голубое утро – самое время для начала нового похода. К новым островам…
Призраки, осчастливившие Вальдемоссу
«Завтра мы едем в монастырь Вальдемоза, самое поэтическое место на земле…». Из письма Жорж Санд в Париж Шарлотте Марлиани. Майорка, 14 декабря 1838 г.
В начале октября туристический сезон на Острове вроде бы ещё не на излёте, а полноценные экскурсии почему-то не набираются. Но поскольку никакой шопинг меня не интересует в принципе (разве только в винных подвалах!) поездка «одним махом» в Пальму и Вальдемоссу экономит не только время и деньги, но и добавляет возможностей понежиться на пляже.
В Вальдемоссе летом 1901 г. побывал замечательный русский поэт Максимилиан Волошин, ещё не прошедший «латинскую дисциплину формы». Сопровождавшей его художнице Елизавете Кругликовой он посвятил стихотворение «Кастаньеты», подписанное «Mallorka. Valdemosa. Июль 1901».
В воспоминаниях Кругликовой о путешествии коротко обозначен эпизод пребывания в Вальдемоссе. В честь русских гостей был устроен пир, что, конечно, означает, и народные танцы тож. Отсюда и волошинские «Кастаньеты», вроде бы привезены они даме в подарок, но напоминают самому поэту в тёмном туманном Париже о знойной Испании.
Впрочем, кроме указанной подписи, конкретных реалий Майорки в стихотворении нет. А танцы – они и в Африке танцы. Парижу в этом смысле в волошинских стихах повезло больше…
С огибающей горной дороги деревня видна вся целиком. Вид у неё мрачновато-сказочный, жаль, что автобусам на узком шоссе останавливаться для фото-сессии запрещено.
Монастырь картезианцев, откуда их, лишив всей собственности, изгнали незадолго до приезда знаменитых любовников, — довольно крупный долгострой. Монахи-картезианцы, многие из которых в мирской жизни были далеко не бедными людьми, жили здесь на широкую ногу. Кроме замаливания явных и мнимых грехов, основное времяпровождение – научно-художественное творчество. Каждый мог занимать до трёх просторных келий – целая квартира!
Теперь в этих кельях – богатейшая музейная экспозиция, между прочим, частная. О жизни монахов экскурсоводы рассказывают очень подробно. На мой взгляд, излишне, а публике, в том числе детям – нравится. Я же усвоил одно. Как увидишь мужика в рясе и с черепом в руках, знай, это – картезианец…
Над одной из келий, «двери которых, по выражению Шопена, больше любых ворот в Париже», выведено крупно CELDA CHOPIN. Рядом – пояснительная табличка, рассказывающая, кто был таков F. Chopin и чем здесь занимался этот волею исторических катаклизмов «российский подданный».
В кельях, где жили Шопен и Жорж Санд с детьми, – обстановка почти никак не приближена к существовавшей в их время. Это тот же музей, где единичные подлинные вещи дополнены предметами, так или иначе относящимися к жизни наших героев. Но всё это – очень интересно и, так сказать, «играет».
Вот рисованный портрет родителей Шопена, а рядом – похожий портрет Шопена-мальчика, Франчишека. Копия самого знаменитого портрета Шопена работы его друга Эжена Делакруа. Множество изображений Авроры разного возраста. Мне особенно понравился один рисунок: юная Аврора что-то пишет левой рукой (?), склонившись над столом или конторкой. А вот двухтрубных пароход, примчавший любовников и «первых туристов Майорки» на Остров.
В келье Жорж Санд разгорается спор о сексуальных склонностях писательницы. Гид прямолинейно утверждает – бисексуалка! – потому и носила мужские штаны. Оригинальная и независимая женщина – резко возражали наши дамы. В штанах ходить удобнее, чем в платье — предположил я, — тем более в плохую погоду, но эту мысль отмели, как несущественную.
Люди слишком доверяют терминам, как будто термин может содержать все состояния и приёмы любви. К тому же чувственные наслаждения слишком зависят от природы и вдобавок подвержены изменениям. «Любить, но кого же? На время – не стоит труда. А вечно любить – невозможно…»
Идём, однако, дальше.
Два пианино. Фирмы Камилла Плейболя – парижского друга и издателя Шопена. И местное, взятое напрокат в этой глухой деревне! Оно, писала Аврора, больше раздражало «малыша», чем радовало. Весь в цветочках шифоньер Авторы. Как это правильно называется, портрет музыканта в бронзе. Этому бы музею – хороший каталог!
Странно, что гиды ничего не рассказывают о другом великолепном портрете Шопена в бронзе, установленном на улице – это DAR POLSKI 1998. Автора я не запомнил, а по фотографии разобрать его имя оказалось невозможно.
Бронзовый нос музыканта подозрительно блестит. Может быть, за нос его хватает всякая музыкальная молодёжь, мечтающая оседлать фортуну. Увы, пианист, исполнявший произведения Шопена в небольшом концертном зальчике монастыря, играл с ошибками. Возможно, устал, развлекая настырных туристов.
Продолжение следует…
Как-то слабо у нас прошло 200-летие Шопена. Никто про Вальдемоссу ничего новенького не рассказал, никакого фильмеца не снял. А ведь место-то замечательное!