Простит ли его дорогая?
Прежние презентации книг кедринцев, как правило, проводились в Малом зале РДКД «Яуза», где публика чаще всего «растворялась» в виду своей немногочисленности.
Постаравшись приблизить поэзию к народу, Мытищинский историко-художественный музей взял на себя заботу о презентации поэтической книги Юрия Саваровского «Акварели». И – в самом красивом его зале мест едва хватило…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора
Ведущий мероприятия руководитель кедринского ЛИТО Юрий Петрунин признался. Он настолько привык к периодическому выходу книг своих подопечных, что где-то даже упустил занятную прежде статистику. Были годы, когда «производство» поэтических и прозаических новинок превышало десяток изданий, но были и такие – когда и два десятка.
Количество – вещь хорошая. Числишь себя поэтом или, не дай бог, писателем – пиши, выполняя завет Пушкина, как можно больше. Но, конечно, возникает вопрос качества. И здесь зачастую мы видим недостаток серьёзной работы над произведением, что усугубляется отсутствием заинтересованной критики – раз и профессионального редакторского догляда – два.
Большинство наших пишущих не прошло через молотилку советской редакторской практики. Это была жёсткая школа, но – необходимая. В первую очередь – самому автору, если он, конечно, не просто поёт свою соловьино-журавлиную песню, не одни только берёзки да осинки в сотый раз воспевает, а преследует некую (пусть даже фантомную) идею.
По выше перечисленным причинам, а отнюдь не из-за отсутствия таланта не избежал множества досадных проколов и Саваровский…
Можно, однако, согласиться с Петруниным – в общем книжном ряду кедринцев «Акварели» не затеряются. «Это книга – со своим лицом и своим, я бы сказал, трогательным содержанием…»
Поэтические акварели «прямым ходом» выложены у автора, прекрасно знающего и любящего Подмосковье, — по сезонам. «Но, — уточняет Петрунин, — не только по сезонам. Завершающий её раздел – это круговорот года в русском православном календаре со всеми его многочисленными праздниками и народными приметами. Всё это вплетено в стих довольно-таки искусно. Наиболее же сильный раздел – предпоследний «Ты прости меня, дорогая…» Это не абстрактная любовная лирика. «Дорогая» — реально существует, с женой Светланой Сергеевной в марте будущего года автор отметит 50-летие совместной жизни…»
Здесь ведущий посоветовал присутствующим начинать чтение книги «Акварели» именно с этого раздела…
В творческом портфеле Юрия Семёновича есть историческая поэма «46-й год», она, по словам Петрунина, зримо передаёт настроение первого послевоенного года, когда многие ждут, что их близкие, пропавшие без вести, вот-вот вернутся…
Сибиряк по рождению, Юрий Саваровский четверть века отработал в одном из военных НИИ. В составе ЛИТО он входит в плеяду авторов 70-х годов прошлого века. Победил Саваровский и в первом конкурса ЛИТО, посвящённом Кедрину. Петрунин напомнил о некоторых его стихах, написанных в то далёкое время. И одно из них «Гроза на даче» — прочёл со свойственным ему блеском и расстановкой акцентов…
Гроза всегда как неожиданность.
Гроза лиха, да не беда.
Исторгнет резкий запах жимолость,
Акация и лебеда.
Мгновенно солнце в тучах скроется…
По словам автора, стихи он начал писать в 1964 году в год поступления в ленинградскую Военную Академию связи. Был там литкружок, руководимый поэтессой Ириной Маляровой, в который входило около десятка пишущих — среди них замечательный поэт Борис Давиденко.
Из тех времён Саваровский читает вполне профессионально сделанные стихи, «где сосны точно лапы доисторических зверей» и «сознанье тонкое как леска». И показывает тоненькие самиздатовские сборники «Армия – юность моя», «На одном дыхании» и «В пути». Затем рассказывает о своём участии в двухнедельном семинаре молодых поэтов, состоявшемся в 1986 г. в Севастополе. Будущий кедринец выступал на кораблях Черноморского флота, на Графской пристани, на промышленных предприятиях и в школах.
А там уже вскорости и Мытищи, служба и военном институте связи. В 1970-м – встреча с ЛИТО им. Дм. Кедрина. Районная газета печатает Саваровского и Давиденко (тот служит в ПВО) очень часто. В том числе – то самое о Кедрине. «Черкизово в снегу», где «Дмитрий Кедрин, отложив перо, / Щекой прижался к выстуженной печке…»
Эстафета чтения стихов переходит к тем, кто давно знаком с творчеством Саваровского – не только с поэтическим но и художественным, откуда собственно родились его «Акварели». Стихи читают Валентина Попова – своё, по случаю выхода первой книги Саваровского «Баррикады доброты» (2001 г.) — про «стихи в свой стол – они всегда не лживы…» Александр Сытин: «может быть, в незадачливом темечке прирождённый заложен поэт…» и заметки о том, как он воспринимает Саваровского и что знает о нём. Буквально с колёс написанную на стихи Саваровского песню поёт под гитару Валентин Бальзамов: «Может быть, всего-то на мгновенье в целом мире только мы вдвоём…» — речь, однако не о женщине, а о небе.
Нина Веденеева, пожурив именинника за очень длительный прогул занятий в ЛИТО, прочла его стихи из прежних книг. Валерий Федосов – небольшое исследование о том, в какой водоём впадает родник поэзии Саваровского, сочинившего, в частности, стихотворение «Потоп». В целом вывод Федосова: Саваровский – мастер слова.
И слово вновь дают виновнику мероприятия. Саваровский читает явно родившееся из его работы живописца: «Чисто-белое полотно целый месяц стоит на мольберте, я хотел написать давно жажду жизни в преддверии смерти…»
Геннадий Харенко, сравнив судьбы русских офицеров Михаила Лермонтова и Юрия Саваровского, заметил, что последнему повезло больше: «пишет и пишет, увеличивает разрядность». Напомнил Харенко такое стихотворение Саваровского:
Снежинка-неженка присела на ладонь
И засмеялась беззаботно, звонко
С бесстрашием и резвостью ребёнка,
Не ведая, что села на огонь…
Когда на небольшом пространстве небольшим количеством слов человек может выразить большое чувство, — по мнению Харенко, — это и есть поэт.
Безусловно присоединились к этому мнению и подкрепили его стихами из разных книг Саваровкого Сергей Красавцев и Антонина Майорова, другие участники презентации. Звучали также песни и романсы, особенно ярко – во время фуршета – завершившегося песней на известное стихотворение Кедрина: «Всё мне мерещится поле с гречихою…» Оно написано в победные дни 1945 года, которых фронтовик Семён Саваровский, отец поэта, не увидел.
Смотреть ещё фото