Как русский танкист Валентин Уличкин встретился с Аполлоном
С полным Кавалером ордена Трудовой Славы Валентином Ивановичем Уличкиным я познакомился на праздновании Дня работника промышленности Московской области…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора и В. НЕСТЕРОВА
В Мытищи он попал не сразу, как и не сразу – в космическую промышленность. Со своим более чем 50-летним стажем и орденским «иконостасом» говорит на полном серьёзе: «Работа была интересная, работал бы и сейчас, да здоровье не позволяет».
А начинался трудовой путь Валентина Уличкина, что называется, типично для его поколения. Ремесленное училище в Калининской области, там же – работа на торфопредприятии слесарем по ремонту промышленного оборудования и – по собственной инициативе — трактористом, армейская служба в танковых войсках. После демобилизации – мытищинский «Счётчик», прописка «по четвёртому бараку», который находился на месте нынешней центральной городской котельной. Никого города ещё по сути и не было.
Бывший слесарь-сборщик «Счётчика» Уличкин помнит многих своих сослуживцев, потому, может быть, что возглавлял редакцию заводской стенгазеты. В 1962-м обстоятельства сложились так, что пришлось рассчитываться, и знакомые, ушедшие ранее в Подлипки, сманили его к себе. К тому времени Валентин Иванович с женой Любовью Георгиевной и двумя детьми получил однокомнатную квартиру на улице, вскоре названной в честь Валентины Терешковой.
Развитие ракетно-космической отрасли в тот момент шло полным ходом. Слесарь сборщик экспериментального цеха Валентин Уличкин фактически сразу угодил на передний край «битвы за космос».
«Освоился быстро», — говорит он, — «и вскоре стал бригадиром». Работы день ото дня прибавлялось и была она всё интереснее и интереснее. Спускаемые аппараты лунной программы, включая корабль, рассчитанный на двух космонавтов — на Луну он садился и взлетал с неё в автоматическом режиме. Программу позднее закрыли из-за неудач на старте.
Следующим значимым проектом стал для Уличкина «Союз-Аполлон», который оказался прообразом привычной на сегодняшний день Международной космической станции (МКС). У американцев на их «Apollo» стыковка предусмотрена не была, как это ни смешно, по финансовым соображениям. Поэтому наши специалисты всю работу по стыковочным узлам обоих кораблей, включая переходной модуль, сделали и за них. Потом конструкция была усовершенствована в проекте «Бурана» — нашем ответе штатовскому «Шаттлу».
Вполне естественно, что за успешные программы в то время давали премии и щедро награждали. Все ордена Трудовой Славы (задуманной как аналог ордена «Славы» боевой) Валентин Иванович был удостоен за освоение космической техники.
В этой работе, представлявшей собой сплошной сложнейший эксперимент, не было мелочей. За каждый винтик исполнитель расписывался в паспорте изделия, представлявшем собой увесистый книжный «кирпич». С конструкторами Уличкин работал очень тесно, и многие его предложения становились чертежами.
Не раз он встречался и с генеральным конструктором Сергеем Королёвым. Сергей Павлович, вспоминает Уличкин, обычно ходил по цехам около 5 часов утра, к концу третьей «авральной» смены. Бывало, сравнивал то, что делалось, с технической документацией, а случалось – и разгон давал.
Космические корабли, спутники не только Луны, но и Марса, различной конструкции межпланетные зонды – для всей этой техники экспериментальный цех изготавливал макеты. Одни шли в испытательные лаборатории, другие – на выставки, в том числе зарубежные, и в музеи. Так что по Музею космонавтики Валентин Иванович ходит, как по родному цеху. Установлен собранный его руками «шарик» и в Москве на площади Юрия Гагарина.
На предприятие его тоже до сих пор приглашают – скоро, например, цех будет отмечать очередную круглую дату. Рядовые бойцы «битвы за космос» вспомнят минувшие дни. Без них, как пелось в старой песне, здесь ничего бы не летало. Без их увлечённости серьёзным и сложным делом, технической грамотности и не показного трудолюбия, а ещё без свойственных Уличкину спокойной рассудительности и надёжности настоящего специалиста экстра-класса.
Когда-то он любил рыбачить и ходить пор грибы, а случалось – прокатиться по стране на туристическом поезде. Теперь от прежних увлечений осталось чтение.
Его дети Галина и Валерий — дети космической эры в прямом смысле слова – закончили вузы, стали инженерами. Вспоминая жену Любовь Георгиевну, Уличкин не может сдержать слёз: получили на Юбилейной новую квартиру, а через три года она умерла.
Но ещё одна счастливая встреча всё-таки произошла. Через 55 лет! И сегодня у Валентина Ивановича есть Нина Васильевна, что возвращает нас к тому самому торфопредприятию в Калининской области, откуда молодой ремонтник уходит в танковые войска, ни сном ни духом не помышляя о встрече с Аполлоном и о высоких наградах Родины.
PS. С 1974 по 1991 г. полными кавалерами ордена Трудовой Славы стали 952 человека.
прадед!
Мне понравился ресурс. Уже многие ресурсы хорошо выглядят наконец то научились делать красиво. Наш информационный век заставил людей делать свои дела и мгновенно решать различного рода вопросы через глобальную сеть Интернет.
Прекрасный и восхитительный пост!!! Спасибо !!!Доброго тебе денечка…счастья…радости и удачи!!!
Так это был американский Аполлон, а я-то думал греческий. С тем шутки плохи и встречи случайные, а тем более запланированные нежелательны. Был неподалёку ото Олимпа, наслышался всякого. Так что танкисту, можно сказать, повезло.
Владимир В.
Разместил на своем народовском сайте ссылку на этот пост. Думаю, многим будет интересно!
Покойся с миром, любимый дедушка!!! 12.04
2015 нас покинул Уличкин Вадентин Иванович
Это наш дедушка. А нас, внуков, у него пятеро. Он был светлым, добрым, отзывчивым и очень скромным человеком…
Дедушка, мы будем тебя всегда помнить и любить.
Валентин Иванович — из числа лучших людей нашего времени. Горжусь тем, что был с ним знаком. Именно после встречи с ним у меня родилась идея составить свою энциклопедию героев — из числа тех, с кем меня сводила армейская, заводская и журналистская судьба.
А можно узнать, когда Валентин Иванович родился?
15 ноября 1933