Пётр Николаевич меняет профессию. «Царь» Лунгина вышел на экраны

Изо/Музо, Люди, годы, жизнь; Воскресенье, Декабрь 6, 2009

Царь2Многие взрослеют для того, чтобы их перестали одёргивать, не запрещали трогать всякую гадость — жуков, червяков, лягушек. Едва выясняется, что существа эти в принципе безобидные, интерес к ним пропадает, но тяга к отвратительному — остаётся. Уж этого добра в  жизни более, чем достаточно,  и только многолетняя выдержка (века, тысячелетия) превращает заурядного мерзавца в шедевр.  Нет безобразия в Природе! Об истории этого сказать нельзя…

Владимир ХАБЛОВСКИЙ

Археологи настырно копаются в тысячелетнем мусоре, кинематографисты с ещё большим упоением препарируют личности,  которых лучше бы не трогать, чтобы не портить настроение ни себе, ни людям.

Но у кинематографистов своя кухня, своя шкала ароматов, на любителя:  Тинто Брасс смакует Калигулу, Лунгин – Ивана Грозного. Как будто не было других царей,  поинтересней да поприличней. Но это уже, как говорится, дело вкуса: Бондарчуку симпатичнее Борис Годунов, ну а Лунгин пошёл за Эйзенштейном: айн унд цванцихь фир унд зибцихь — куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.

Есть такая передача «Большая разница», так вот «Царь» Лунгина выдержан в соответствующем формате. Эйзенштейн обходился без цвета, без Долби, без широкого формата и спецэффектов. Будь он экипирован по полной программе, у него получилось бы не хуже.

А вот Лунгину без современных прибамбасов, без разных компьютерных штучек пришлось бы туго — от его «Царя» мало бы чего осталось. Зритель испорчен «Тарасом Бульбой». После такой брутальной натуры чёрно-белые казни производят впечатления меньше, чем «Прибытие поезда», коим братья Люмьер зажигали неискушённую публику.

В пыточной избе Малюты Скуратова всё должно быть натурально, как на мясокомбинате до прихода Геннадия Онищенко. Такое нынче кино.

Царь1

Какое кино – таков и кастинг. Выбор актёра на главную роль целиком в русле генеральной идеи – показать в натуре первого русского царя (первого не по качеству, а по времени). Нет сомнений в том, что Иван Васильевич сукин сын. Спор о том, чей он – наш или не наш сукин сын.

С одной стороны это со слов князя Катырева-Ростовского «муж чюдного разсуждения, в науке книжного поучения доволен и многоречив зело, ко ополчению дерзостен и за свое отечество стоятелен». С другой стороны «на рабы своя жестокосерд вельми, на пролитие крови на убиение дерзостен, многие грады своя поплени, многие святительские чины заточи и смертию немилостивою погуби, жен и девиц блудом оскверни».

Много – это сколько? 4 тысячи казнённых из синодика опальных, 15 тысяч новгородцев, казнённых ни за что, ни про что за три недели. Плюс те, кто умер от ран, холода и голода – общим числом 60 тысяч. 2 тысячи пленных казанцев, отказавшихся перейти в православие. Всё еврейское население Полоцка, которое такого лестного предложения не получило. И на закуску что-то около сотни незаконнорожденных младенцев, коих царь-батюшка и по совместительству родитель, душил собственноручно. Вероятно для того, чтобы не плодить Лжедмитриев.

Как заиграл образ Ивана Грозного после такой оцифровки! Она будет более внушительной после простой процентовки. Население Всея Руси в XVI веке составляло один процент от нынешнего, так что к приведённым цифрам можно смело приписать два нуля.

Что у него было с психикой у нашего, пардон, у этого царя? Когда успел испортить? Представьте себе — тяжёлое детство. В 12 лет будущий государь забавлялся тем, что сбрасывал с верхнего этажа кошек и собак. В 14 переключился на людей — начал «человечков уроняти». Эх, у семи бояр дитя без глазу!

Царь3

Но кошки – это не серьёзно. Лунгин проигнорировал хулиганскую молодость царя и взял на прицел зрелые годы, когда главный герой вырос в законченного мерзавца мирового уровня, и его проделки не стыдно было сравнивать с Варфоломеевской ночью!

Кстати и словесный портрет совпал с фотографией Петра Мамонова: «образом нелепы, очи имея серы, нос протягновен и покляп, возрастом (т.е. ростом) велик бяше, сухо тело имея, плещи имея высоки, груди широкы» — вылитый исполнитель постпанка, инди-рока и прочего авангарда.

Сходство не только внешнее, но и, можно предположить, внутреннее. Если бы удалось поменять местами Петра Николаевича с Иваном Васильевичем, последствия были бы минимальными, как для истории, так и для музыки.

Иван Грозный не был обделён талантами – сочинял стихи, акафисты,  пел на клиросе и не чурался лицедейства.

Мамонов играет самого себя – и в этом с ним трудно состязаться актёрам-профессионалам. Олег Янковский справился с нелёгкой задачей, его коллеги – не очень. Появление на экране отца Иоанна (Охлобыстина) следовало бы предварить титрами: Внимание! Это не «12 стульев»! Батюшка переоделся в шутовской наряд не по собственной инициативе – по благословению. Это условие для хорошей игры необходимое, но  явно недостаточное. Не боги горшки обжигают!

Царь4

Tags:

2 комментария to “Пётр Николаевич меняет профессию. «Царь» Лунгина вышел на экраны”

  1. Геннадий

    Читаю вторую рецензию (первая была на фильм «Адмиралъ»), но в этот раз я с автором не совсем согласен. Фильм заслуживает уважения. И даже подбор актеров, мне кажется. весьма удачен.
    В этом кино последний раз сыграл великий артист Олег Янковский. Светлая память этому артисту. Сыграл он роль митрополита Филиппа, верного друга детства Ивана Грозного. Сыграл Янковский эту роль ярко, пронзительно, отчаянно… Каждым жестом, взглядом, даже молчанием он заставлял нас ощутить всю трагедию митрополита, единственного, кто пошел против царской воли и опричных злодейств. Вероятно, артист знал о своей болезни и пытался этой ролью передать всю глубину чувств, весь свой талант зрителям. Жаль, что этого артиста больше нет с нами.
    Артист Петр Мамонов, замечательно сыграл Ивана Грозного. Это вообще удача режиссера, пригласить на роль царя этого неординарного и самобытного человека, знакомого нам по фильму «Остров».
    Юрий Кузнецов (Малюта Скуратов), Александр Домогаров (Федор Басманов), Иван Охлобыстин (шут царя) и другие артисты в этом кино сыграли выше всяких похвал. Наверное, жанр истории о нашей Руси заставляет не халтурить, а играть на пределе возможностей. пытаться донести до зрителя те смутные времена. Чтобы мы не забывали историю, даже такую жестокую.

    #11
  2. Ну, я

    Господин Хабловский, рассуждая об истории, «тщательнее» надо работать, ссылочки прилагать и тэпэ. Разных доводилось читать специалистов про ту эпоху — так вот, у многих получается, что в Новгороде было уничтожено никак не больше 4 тысяч, например. И что общее количество жертв его правления меньше, чем жертв только одной Варфоломеевской ночи. И что подозрительность и жестокость характера Грозного не с кошечек и собачек начинается, а с отравления (убийства) его матушки, а затем — первой жены вследствие боярских заговоров. И что в народном фольклоре абсолютно не зафиксировано страха и ненависти к нему — что явно говорит о том, что террор касался главным образом правящей прослойки, а не «народных масс». И многое, многое другое. Что касаемо «ста собственноручно задушенных (собственных) младенцев» (почему же не зажаренных и съеденных-то?)- эт вообще без комментов!
    Всё вышеприведённое — не обеления тирана ради, а справедливости и ответственности при написании текстов для!

    #12

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит