Там, где впадаешь в транс (вторая серия)
Есть на свете такие чудесные места, где впадаешь в транс помимо воли и горячительных напитков. Очередной наш маршрут вновь пролёг по казахским степям, теперь уже к чуду природы по имени Чарынский каньон…
Евгений БЕЛИЛОВСКИЙ
Фото автора
Почти как Гранд-каньон
Продолжение. Начало — Там, где впадаешь в транс (первая серия)
Информация о Каньоне Чарын, как и о «герое» моего предыдущего рассказа — Поющем Бархане, имеется во всех путеводителях Алма-Аты. И ехать до него на восток практически те же четыре часа – по живописным Илийской и Сюгатинской долинам. Долго? Но оно того стоит.
Когда уставший от долгой дороги взгляд упирается в белеющие вдали на территории Китая горы, гид предлагает обратить внимание не на них, а на большое плоское и пустующее пространство прямо перед нами. И сначала мы удивились и совсем не поняли, что же нас ждёт среди этого унылого однообразия… И, лишь вглядевшись, заметили спрятавшуюся посреди безлюдного пространства длинную и извилистую щель.
В этом месте небольшая бурная речка Чарын прорыла гигантский каньон, протянувшийся больше, чем на 150 километров и имеющий глубину до 300 метров. Расщелина эта достаточно широкая, чтобы по ней мог проехать танковый взвод и – самое удивительное – она огненно-красного цвета.
Казахстанцы не устают повторять, что хотя их страна по площади только девятая в мире, зато она первая – по понтам. «Если бы понты светились, — любят говорить алмаатинцы, — в Алма-Ате были бы белые ночи».
Чарын безусловно относится к одному из таких «понтов», хотя и «создан» без участия человека за миллионы лет. Зато теперь можно понаблюдать, как на внедорожниках самых последних моделей казахи делают попытку за попыткой, и, в итоге, вырываются из каменных лап каньона на глазах у благодарных болельщиков-попутчиков. Чем не понты?..
Улыбнувшись этим «детским» шалостям, замыкаюсь на природные красоты, которых в Чарыне с избытком. И, также как склоны Поющего бархана, это место провоцирует так, что ты выпадаешь из привычного ритма экскурсии и погружаешься в мир бессловесных иллюзий и чувств, не воспроизводимых ни прозой или стихами, ни музыкой или жестами.
Ты идёшь сквозь строй огромных красных гор невероятных размеров. «Булыжники», стоящие на тонких «ножках», кажется, только и ждут, чтобы на тебя свалиться под напором малейшего движения воздуха. И здесь, как и на Поющем Бархане, тобой начинают овладевать мысли о преисподней.
А где же река? Да вот же она, такая маленькая, будто этот каньон не ее работа! И кое-где она даже по-настоящему бурливая. Среди красных камней – мутная вода реки Чарын имеет зеленовато-коричневый оттенок.
На реке устроены деревянные настилы, где можно культурно поесть и выпить. Обычно это делается перед отъездом после того, как наиболее решительные туристы с визгом (женщины) и с уханьем (мужчины) окунаются в бурливые воды между крупных камней.
Несчастье большинства экскурсий – хождение кучкой: посмотрите налево, посмотрите направо, и потом быстро ведут дальше. Мне же, как всегда, совсем не хочется быть ведомым, а хочется всё самому разглядеть и осознать. Поэтому я и плёлся в конце нашей группы и все кричал ребятам: постойте, подождите, мне нужно сделать кадр! Давайте, в конце концов, тут вместе сфотографируемся!
А открывающиеся виды были один другого интереснее. В «Долине замков» (её протяжённость около 2 км) природа сыграла роль неутомимого мастера фортификационного строительства – смешивая в своей «архитектуре» времена и стили. Гигантские камни напоминали то действительно неприступные «гордыни»-замки, то черепа неведомых зверей.
Кстати, помимо того, что в каньоне проживает множество редких млекопитающих, птиц и рептилий, здесь произрастает более полутора тысяч видов растений, почти два десятка из которых занесены в Красную книгу Казахстана. А роща реликтового ясеня, растущего тут же среди красных отвесных стен, пережила эпоху оледенения и объявлена памятником природы. Подобная роща на земле есть только где-то в Северной Америке.
Хорошо было бы съездить в Чарын с ночёвкой. Поднявшись рано утром, с рассветом можно будет видеть, как все эти «замки» и скалы, «черепа» и валуны будут «зажигаться» солнцем один за другим, постепенно заливая светом чёрное ущелье…
Но вот экскурсия заканчивается, и солнце начинает прятаться то за одной, то за другой скалой, превращая ущелье в гигантский театр теней. Красный отсвет камней и быстро темнеющий провал раньше времени создает иллюзию заката.
Суетливое возвращение к машине. Все труднее подавлять желание отстать и потеряться, заблудиться и остаться в этом параллельном мире красных теней, существующих миллионы лет.
Но вот солнце окончательно исчезает, и холодок разливается по спине….
Места, действительно, замечательные. Завидуешь автору!
Владимир