Во поле Богуслава

Путешествия; Пятница, Январь 1, 2010

Жодино1Жители белорусского  Жодино говорят: да, имя нашего города известно немногим, зато наш «БЕЛАЗ» знают все!..

Владимир ИЛЬИЦКИЙ

Фото автора

Не было бы здесь знаменитого автозавода – вероятно, Жодино остался бы заштатным посёлком. Вертикальную стелу «Жодзiна» на въезде в город  — напротив завода тяжелых кованых штамповок – «подпирает» эмблема «БЕЛАЗа». На центральном проспекте у входа в городской парк культуры и отдыха установлен  большой ледниковый валун с памятными надписями в честь юбилеев города и завода. Сам проспект Мира упирается в здание заводоуправления «БЕЛАЗа».

Модное поветрие – искать корни своего населённого пункта в толще истории – докатилось и до Жодино. В дни, когда здесь проходил 10-й Международный фестиваль «Молодежь России и Белоруссии в XXI веке вместе», город готовился отметить 365 лет со дня первого упоминания в письменных источниках. Автобусы были украшены портретами Богуслава Радзивилла и праздничными вензелями.

Но, как ни крути, главным свидетельством вклада жодинцев в историю останется автозавод.

Жодино12Ровно 60 лет назад предприятие приступило к производству торфодобывающих машин. Как известно, добыча торфа происходит методом открытой выработки или, иначе говоря, карьерным способом. Так что логика перехода от не слишком мощных агрегатов торфоразработок (их линейка насчитывает больше десяти видов!) к сверхмощным карьерным самосвалам – вполне очевидна. Как и далее – к тягачам различных видов и другим машинам горно-транспортных работ.

Послевоенное восстановление экономики сменилось промышленным ростом, стране потребовалась совершенно иная техника.

*  *  *

Проникнуть за высокий забор БЕЛАЗа оказалось непросто, спасибо  «проговорившемуся» председателю Жодинского  горисполкова Василию Грищенко  и одному из членов нашей делегации Валерию Павлюку, который, будучи сотрудником Госплана СССР,  постоянно «контактировал» с заводом.

Жодино2По предприятию нас водил сам генеральный директор БЕЛАЗа Пётр Пархомчик. Пётр Алексеевич не раз приезжал в Мытищи в ту пору, когда еще работал на Минском автозаводе. У МАЗа были налажены контакты с ММЗ, нынешним «Метровагонмашем». В редакционых закромах я отыскал небольшой буклет белорусского завода, изданный в 1993 г. Я собирался взять его с собой, но забыл.

Ну, ничего. Пархомчик вручил мне новый шикарный  каталог  — на русском и английском языках. Иностранные делегации с предложениями тех или иных сделок, бывают на заводе едва ли не каждую неделю. Но тут есть, на что посмотреть, даже человеку, далекому от любой техники. Честно говоря, я не думал, что на заводе организована конвейерная сборка, думал – постовая. К тому же конвейер был полностью загружен, что означает наличие достаточного количества заказов  на белорусскую технику.

Естественно,  многие агрегаты завод также закупает за границей. Силовые установки на машинах грузоподъемностью от 90 тонн – также импортные. Практически всё «железо» делается здесь же, только литьевые детали – в Могилёве.

Жодино3Наиболее востребованных 130-тонников за 10 лет белазовцы собрали 1000 штук, до прихода глобального кризиса выдавали до 22 машин в месяц  плюс семь-восемь 220-тонников. Эти карьерные самосвалы — основная продукция.

Нам показали и самую мощную на сегодняшний день машину заводского ассортимента  — 320-тонный самосвал. Даже без кузова это агрегат космических размеров.

Обсуждение проектов с различными партнёрами ведется постоянно. «Показная» задача, — сделать машину грузоподъемностью 500 тонн! Только вот как её грузить в товарняк?

Жодино13Хотя особого столпотворения рабочих я в цехах не заметил, производственное объединение БЕЛАЗ насчитывает 12,5 тысяч человек. Подготовка рабочих кадров ведется целенаправленно  в собственном лицее. В заводских цехах будущие машиностроители проходят практику, после окончания  учёбы ребят, конечно, забирают в армию, но сперва дают поработать – так сказать закрепиться…

Когда мы вышли на смотровую площадку заводского полигона, вся поза 160-тонного грузовика, если так можно сказать, выражала спокойное ожидание.  По двум трапам на его «носу»  гости взобралась на мостик. И – поехали! Хорошо, что здесь предусмотрены поручни!  Почти 50 км/час на такой машине не кажется черепашьей скоростью. Особенно – с горки.

*  *  *

А что же сам, резко повзрослевший город?

В центре тут имеется гостиница «Раница» — но на фасаде я названия не нашёл. И не мудрено. В этом «отеле» всего 25 мест – как раз для какой-нибудь небольшой делегации, прибывшей в Жодино «срочно по делу». Двухместный номер – от 80 тысяч белорусский рублей, берешь одно место – платишь половину.

До последнего времени это был единственный  городской отель. Теперь еще эту функцию успешно выполняет бывший оздоровительный комбинат фабрики Свiтанак —  содержать  объект предприятию стало не по карману. Раньше такого рода комбинаты по всему СССР звались «цехами здоровья».

Жодино4Цены в «Свiтанке» примерно те же, что и в «Ранице». Место достаточно тихое, практически на черте города. К тому же с сауной, в которую надо записываться заблаговременно.
Много шуму здесь бывает по выходным – гостиница успешно специализируется на свадьбах.  Имеет «Свiтанак» и большой опыт проведения крупных мероприятий, например, молодежного фестиваля  России и Беларуси – в 2008 г. он состоялся уже десятый раз.

Жодино5Для не столь большого города, каким является Жодино, событие это грандиозное, проходит оно энергично и весело на множестве спортивных и эстрадных площадок одновременно. Особенно впечатляет открытие фестиваля, когда в праздничном шествии объединяются все города-участники.

*  *  *

От гостиницы до городского парка – минут 20 неспешной прогулки, если идти огородами. К 365-й годовщине с момента первого упоминания  населенного пункта многие тротуары уложили плиткой,  не считая  всякого побочного ремонта. Ряд старых улиц приобрел европейский шарм, при том, что застроен вполне советскими «коробками».

Жодино6На Московской улице в доме №15 – музей-мемориал, здесь с 1947 по 1969 жила мать-патриотка Анастасия Фоминична Куприянова. Это официальный титул матери, четверо из пятерых сыновей которой отдали жизнь за родину. На одной из  городских улиц об этом событии напоминает монументальная композиция.

Жодино7Обычная изба находится в окружении мемориального огорода – на нем высаживаются  те же овощи, что и при жизни хозяйки. В экспозиции музейной избы прихотливо перемешаны предметы крестьянского и военного быта. В одном из проходных помещений установлена выполненная очень динамично скульптура  советского солдата. Рядом – книжный шкафчик, где я нахожу книгу «Жодино. История и современность», а в ней – фотографию, на которой изображены члены мытищинской делегации, посетившей город в 1999 году.  Всмотревшись внимательнее, мы с Валерием Павлюком  не обнаружили на этом снимке ни одного мытищинца. Что называется «остались за кадром».

*  *  *

Серебристо-белая фигура Богородицы занимает центральное место в гербе Минска, и повторяется – в гербе Жодино. «Фигура избавлена от определенной конфессиональной принадлежности» —  читаю в описании герба. Но что уж тут кривить душой? Католицизм это – чистейшей воды!

Интересно другое. Богородица держит в руках малый герб с тремя «Радзивилловыми трубами». Трубы, как объясняется, олицетворяют три важнейшие сущности бытия: бога, природу и человека.

Жодино8Главный православный храм Жодино  возведён в честь иконы Божьей Матери-избавительницы. Для конфессионального равновесия есть ещё костёл Фатимской Божьей матери. Недалеко от «Свiтанка» укрылись среди деревьев два новодельных храма – их архитектура сильно смахивает на архитектуру навороченных новорусских коттеджей. По заверению прихожан, никакого противостояния между общинами нет.

*  *  *

Река Жодинка – вот одна из вполне очевидных источников происхождения  имени города. По археологическим сведениям, в месте слияния Жодинки и Плиса в древности  находилось славянское поселение. Но вполне возможно, что имя скрывает польские корни, и река звалась Жёлтый (злотый) ключ.

В любом случае князь Богуслав Радзивилл закладывал камень в основание будущего города  не на пустом месте.

Жодино9Первоначально местечко называлось Богуславо поле, возникшее на оживленном пути из Европы в Москву между достаточно крупными торговыми центрами Минск (Менск) и Борисов. Серьезным населенным пунктом оно не воспринималось ещё и  потому, что ни княжеского замка, ни заметного религиозного сооружения здесь не было. Говоря об «оживленном торговом пути», источники сходятся на том, что перекрестком этих самых путей город не стал, то есть купеческие караваны шли мимо. Естественная деградация не заставила себя ждать.

С 1320-х годов территория – в составе Великого княжества Литовского во главе с Гедымином. Матерью Богуслава  стала германская княжна  Элжбета из рода Гогенцоллернов. А сам он родился в Гданьске. В 1654 г.,  во время войны России  с Речью Посполитой, Богуслав сперва сражался против нас, а когда польско-литовские войска были разбиты и дело дошло до противостояния со Швецией, Радзивиллы  выступили за  в восстановление Польши… в составе России!

В конце XVIII века мы видим здесь село в составе Минской губернии. Жизнь оживилась, когда была построена железная дорога из Москвы на Брест в 1871 г.

В 1963 году Жодино – в тот момент поселок городского типа – был преобразован в город областного подчинения.

*  *  *

Улица Сырокваша (бывшая Дзержинского), выводящая к автозаводскому Палаццо о восьми классических колоннах, — застроена точь-в-точь такими же домами, какие сохранились во многих городах России.

Жодино10На площади перед дворцом  высится  бессмертный Ленин. Вождь с удовольствием наблюдает, как из дома наискосок выходят новоиспечённые семейные пары, между тем как его собственный постамент плотно обставлен иномарками в свадебных лентах.

По другую сторону улицы – продуктовый магазин с  большим выбором местных водок и колбас. Белорусская водка, в отличие от колбасы, меня не впечатлила.

Жодино11Без особой необходимости в Жодино можно не пользоваться городским транспортом. А на такси («бомбил» нашего типа здесь нет и в помине) в пределах 10 минут доедешь в любую точку. Например, на рынок, расположенный рядом с местным ЦУМом. Как правило, на рынке гости покупают отменное белорусское сало и  колбасы республиканских заводов, по-прежнему выпускающие этот популярный в СССР продукт строго по ГОСТам.

А в ЦУМе (и в нескольких небольших городских магазинчиках) – не менее славящийся своим качеством трикотаж.  Правда, этой осенью 2008-го с трикотажем была напряжёнка – по слухам, в основном свою продукцию белорусы отправляют на Запад.

Tags:

Один коментарий to “Во поле Богуслава”

  1. Елена

    трубы не могут олицетворять три сущности бытия, олицетворяет само число три, а вот музей Куприяновой с этого ракурса — неожиданно и очень символично

    #6962

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит