Норвегия – страна контрастов
Я люблю бывать в тех местах, где людей меньше, а природы -больше. Не удивительно, что Норвегия всегда меня влекла.
В самом деле: население – 4,6 млн человек. Это четверть населения Москвы и Московской области. Что касается природы, то в Европе мало стран, могущих потягаться с Норвегией красотою природы! И зачем я буду выдумывать для заметок о Норвегии какой-то эффектный заголовок, если лучше избитого штампа «страна контрастов» ничего не придумаешь? Неудивительно, что из всех впечатлений о поездке по Скандинавии наиболее яркие и эмоциональные впечатления остались именно о Норвегии…
Николай БОЛОТИН
Фото автора
Две причины «контрастности» Норвегии – это её протяжённость с севера на юг, и то, что это горная страна, и, как в каждой горной стране, от лета до зимы там – какие-то полтора-два километра по вертикали. Что я и испытал на себе во время автобусной поездки по южной и западной Норвегии.
Была первая декада мая, и я не один раз благодарил себя за удачный выбор времени для этого тура. Как раз в этот период лучше всего проявляется норвежский контраст. В то время, когда в Осло цвели сады, на перевале по дороге в Берген я наблюдал дома, по крышу занесённые снегом.
А водопады! Водопады в Норвегии кругом. А в мае, в период таяния, они полны, как никогда.
Столица Норвегии Осло расположена аккурат на широте Санкт-Петербурга, и среднегодовая температура там абсолютно одинаковая, хотя летом в Осло чуть прохладней, зато зимой чуть теплее.
В Осло запоминаются три основных достопримечательности. Первая из них Городская Ратуша. Помимо того, что это административный центр столицы, здесь ежегодно вручается одна из нобелевских премий – премия мира. Здесь её в своё время получал и наш Михаил Сергеевич, здесь её недавно получил и Барак Обама.
Самое замечательное, что в выходные дни здание ратуши открыто для свободного посещения, как местными, так и приезжими туристами. И никаких тебе «охранников»! Забегая вперёд, скажу, что в ближайшем от моего дома торговом центре «охранников» больше, чем я увидел во всей Норвегии. Во всяком случае, у меня сложилось такое впечатление.
Окна Ратуши выходят на красивую набережную с цветниками и магазинами. А рядом на небольшом холме расположен старинный замок Аккерсхус, построенный семьсот лет назад, в его часовне захоронены усопшие норвежские монархи.
Другой достопримечательностью является Фрогнер-парк, парк скульптуры Густава Вигеланна, явление по-своему уникальное. Это, по всей видимости, самый большой в мире авторский скульптурный комплекс. У южного входа в парк стоит дворец из красного кирпича, построенный в своё время для Вигеланна городскими властями. Здесь он жил, здесь же находилась его мастерская, а сегодня здесь музей Вигеланна.
По сути дела, это парк при усадьбе скульптора, созданный по единому замыслу. Все скульптуры выполнены в одной технике, в одной натуралистичной манере, из одного материала — неполированного гранита. Счёт фигур идёт на сотни. Замысел, видимо, был такой: показать жизнь такой, как она есть и человека во всей его обнажённой сути. Хотя сам Вигеланн пояснений на сей счёт не оставил. На мой непрофессиональный взгляд, всё это грандиозно, но спорно. Некая «nuda veritas» в камне. Ничего возвышенного я, во всяком случае, не почувствовал.
Третья достопримечательность Осло оставила во мне большее впечатление. Это «Фрам», знаменитый полярный корабль, на котором Фритьоф Нансен бороздил Арктику, а Руал Амундсен плавал к Антарктиде.
Я, с детства увлекавшийся книгами о путешествиях, благоговея, бродил по палубе этого корабля, крутил его штурвал, оглядывал кают-компанию.
Сейчас над кораблём возведён сухой ангар, легендарный Фрам превращён в музей.
* * *
Из Осло мы отправились автобусом в Берген, бывшую столицу и второй по величине город Норвегии, который называют воротами в царство фьордов.
Ехать по дорогам Норвегии очень приятно и увлекательно. Если стёкла автобуса чисты, можно прямо в движении делать совершенно изумительные фотографии или просто наслаждаться чудесными видами гор, рек, глубоких ущелий, водопадов, покрытых снегом вершин.
Тут и там по склонам гор разбросаны фермы и просто дома. Сами дороги очень ровные и ухоженные. На большом протяжении вдоль основных магистралей проложена полутораметровой ширины дорожка для пешеходов и велосипедистов. Много эстакад и развязок.
Я не сразу сообразил, чем загородные дома норвежцев отличаются от наших. И вдруг до меня дошло: у них практически нет заборов! Есть живые изгороди, есть какие-то низкие штакетники, больше, думаю, предназначенные для того, чтобы не свалиться куда-нибудь в потёмках. Но нет заборов в привычном для нас виде, высотой в полтора-два метра, а то и более, из-за которых видна лишь верхняя часть дома. Нет, жизнь норвежцев протекает открыто. И такой открытости они не боятся, это видно.
Берген — удивительно красивый и уютный город, окружённый семью горами. Жизнь тут течёт спокойно и несуетливо. Чистота улиц – привычная картина не только для Бергена.
В Бергене я вдруг обратил внимание на крышки люков различных уличных колодцев. У них на крышках люков целые картинки! Причём разные! Если задаться целью и начать их фотографировать, можно собрать целую коллекцию.
Город знаменит ганзейской набережной Брюгген, занесённой в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в конце набережной находится башня Розенкранца — самое древнее сооружение Бергена (1546 г.) и старинная крепость Бергенхюс. Дома на набережной были построены в 17-м веке, здесь в своё время жили и торговали немцы, представители купеческой гильдии Ганза.
Пиво «Ганза», кстати, считается одним из лучших в стране. Я попробовал, не впечатлило. Зато впечатлила клубника, купленная тут же, на рыбном базаре. Знаете, продающаяся у нас клубника такого размера представляет собой безвкусно-кислую кочерыжку. А тамошняя, к моему удивлению, оказалась нежна и ароматна. Как они это делают? Если бы меня к тому времени не увёз наш автобус, я бы, ей-богу, вернулся бы за добавкой.
Недалеко от рыбного рынка находится станция фуникулёра. Симпатичные вагончики каждые полчаса поднимают и опускают посетителей смотровой площадки на горе Флойен, расположенной на высоте 320 м. Именно отсюда снимают красивую панораму Бергена.
Круиз на катере по фьордам – наверное, гвоздь всех туров по Норвегии. Такие здесь открываются виды, такие получаются фотографии! Размер самого длинного фьорда Норвегии (и второго в мире) – Согне-фьорда – свыше 200 километров. Его более короткие ответвления имеют собственные названия. Наш катер провёз нас маршрутом длиной чуть более 30 км по двум живописнейшим фьордам – Нерёй-фьорду и Эурландс-фьорду от Гудвангена до Флома.
Нерёй-фьорд входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, этот один из самых узких фьордов окружают горы высотой до 1700 м. У подножия одной такой громады приютилась деревушка Ундредал, где на 90 жителей приходится 450 коз. В этой деревушке расположена самая маленькая в Скандинавии церковь, построенная в 1147-м. Вам эта цифра ничего не напоминает?
Кстати, фьорды – излюбленное место обитания троллей, коих в Норвегии проживает немало. Мне рассказывали, что норвежская молодёжь, при знакомстве невзначай незаметно щупает друг друга пониже спины, чтобы проверить, нет ли, вдруг, там хвостика. Ведь тролли мало чем внешне отличаются от людей.
Конечная точка водного маршрута – живописная долина Флом, где расположена одноимённая железнодорожная станция. Фломская железная дорога – одна из главных зрелищных достопримечательностей Норвегии. От станции Флом, расположенной на уровне воды, начинается невероятное 20-километровое железнодорожное путешествие вверх до станции Мюрдал, расположенной на высоте около 900 метров над уровнем моря.
Фломская железная дорога – одна из круТейших горных железных дорог в мире, с обычной шириной колеи. Её уклон на протяжении более 80% всей протяжённости составляет 55 тысячных, что соответствует подъёму в один метр на каждые 18 метров пути. Эта дорога – настоящее произведение инженерного искусства. На одном из участков она поднимается по спирали, то уходя в горный тоннель, то выходя из него, проходит по узкому уступу. Ощущения острые. И на протяжении всего путешествия — пасторальные виды долин, водопадов и скалистых гор со снежными вершинами. Это надо видеть!
Я ещё о тоннелях. Норвегия не только страна контрастов и водопадов, но и страна тоннелей. Да и как иначе в горной стране! Во всей Норвегии общее количество тоннелей превышает 900! На нашем маршруте их было несколько десятков. Не все из них длинные, но за десяток таких, что от 3 до 6 км длиною, я поручусь. Кроме того мы проехали по самому длинному в мире – 24,5 км! -автомобильному тоннелю Лэрдал. Это было что-то! Есть в езде по тоннелям какой-то необъяснимый кайф, что-то такое необычное и захватывающее!
Наш автобусный маршрут из Осло в Берген и обратно был проложен так, что мы всё время ехали по разным дорогам. Поэтому пейзажи вокруг также различались на всём протяжении нашего пути. И поэтому за всё время нашего тура по Норвегии мне совершенно не было скучно.
И когда я, стоя на верхней палубе гигантского парома, отплывающего в Копенгаген, смотрел на медленно отдаляющуюся панораму Осло, замок Аккерсхус и Ратушу, я думал о том, что мне действительно хочется приехать в Норвегию ещё…
Николай, добрый день! Спасибо за интересные зарисовки о Норвегии. Мне тоже захотелось туда поехать. Когда ты ссылался на 1147 год- ты имел ввиду дату основания Москвы?
А клубника на рыбном базаре — это не странно?
Мне очень понравилась фотография за штурвалом корабля. И я распечатала для себя фотографию на железной дороге. Спасибо интернету за такую возможность. Теперь она у меня будет в рамочке. Ты очень симпатичный и определенно не похож на тролля, даже не надо проверять ниже спины. Тролли враждуют с людьми, а у тебя добрые глаза и хорошая улыбка. Желаю тебе, чтобы ты еще и еще разприехал в Норвегию.