«Стройперлит» зажигает! или Зачем бежать впереди паровоза?
Пока не будет нормальной ситуации в стране – по отраслям, по смежным предприятиям, по тарифам на энергоносители и налогам – положительных результатов в экономике не будет…
Сергей КУПРАНОВ,
генеральный директор ОАО «Стройперлит»
Заслуженный строитель Московской области
Фото Юрия СОЛДАТКИНА и Вячеслава НЕСТЕРОВА
Фото о. Милос – Andrey Grinyov
Модернизацией производства мы занимались всегда. Только внедряя новые технологии, современное оборудование можно повышать качество продукции, расширять его номенклатуру. Это аксиома. Если в советское время задача была только одна – давать план – вся продукция уходила «со свистом», в сегодняшних конкурентных условиях, чтобы поставлять продукцию такой передовой фирме, как немецкая Knauf, одного «плана по валу» недостаточно. И Knauf, и другие наши крупные потребители требуют поставок продукции с определёнными свойствами. Ведь все они работают по своим технологиям и производят продукцию разного назначения.
Одному перлитовый песок требуется пожёстче, другому – помягче, кому тяжёлый, кому – лёгкий, этому – мелкая фракция, тому – крупная и так далее. Поэтому если раньше мы выпускали один вид продукции, сегодня – более десяти видов. И используется наш перлит не только в строительной сфере, как в прошлые времена, а в металлургии и медицине, в пищепроме и агропроме.
Под требования потребителей выстроены у нас и прямые поставки сырья – из Турции и Греции. Ведь и сырьё требуется разное…
ТАМ сообщает!
Представители греческой Silver & Baryte ores mining Co. S.A. посетили ОАО «Стройперлит», где состоялись переговоры сторон о цене поставок перлитовой породы в Мытищи в новом году. Греческая компания является давним партнёром мытищинского предприятия. Её головной офис находится в Афинах, а перлит она поставляет из карьера на острове Милос, где также действует предприятие аналогичное «Стройперлиту».
Основной вопрос – цена поставок. Турецкий поставщик «Стройперлита» уже определился с ценой на 2010 год, она немного вырастет, но — с учётом снижения тарифов на поставку морем – фактически останется на уровне прошло года. В принципе, турки могут поставлять ту же номенклатуру породы, что и греки – для изготовления сухих строительных смесей – но руководство «Стройперлита» считает, что в сфере поставок следует сохранять конкурентные условия…
Итак, технология разработана и внедрена, продукцию мы выпускаем нужную и качественную, отношения с поставщиками и потребителями отлажены. Но что дальше? А дальше требуется устойчивый сбыт. Но сбыта – нет.
Нам говорят: давайте новые виды продукции. Углубляйте модернизацию. Для кого мы будем это делать? Когда экономика работает сбалансировано, видна перспектива и понятна динамика – только тогда и можно «бежать впереди паровоза» — вкладываться в модернизацию, усиливать свою конкурентоспособность. Этого пока не наблюдается.
Мешает нормально работать и неразбериха с сертификацией, с разными разрешительными документами. Доходит до абсурда. Даже на продукцию, не подлежащую обязательной сертификации, требуется «бумажка», подтверждающая данный факт. Эту бумажку требуют не у нас, а у потребителя нашего агроперлита, он её спрашивает с нас, а нам её никто не выдаёт. Ну, полгода побегали – получили.
И это только один из многочисленных примеров того, как правительство берётся за введение неких механизмов регулирования, но ни один из них до ума не доводит.
Приведу и более вопиющий пример. Когда Украине простили штрафные санкции за газ, с 1 октября 2009 г. для предприятия ввели норматив суточного потребления газа. Если раньше мы до 10 числа следующего месяца могли скорректировать объём газа, исходя из производственной программы, новые требования резко ужесточили ситуацию, и это в условиях нестабильного сбыта продукции. В результате получаем недобор или перебор газа – за то и за другой нас штрафуют. А ведь мы уже полностью оплатили заказанный газ! Парадокс? Прикажете выпустить «лишний» газ в атмосферу или даже сжечь?
Этот вопрос поднимался промышленниками неоднократно, но – безрезультатно. Вот что у нас называется «поддержкой отечественного производителя». Приплюсуем сюда и вновь увеличенные энерготарифы, тарифы на железнодорожные перевозки, вынуждающие предприятие поднимать цены…
Мы часто говорим о том, что молодёжь не приходит на производство. Потому что, мол, не престижно. Дело не в престиже. Наше производство – это сплошные проблемы. Не можем мы сегодня предложить молодым людям интересной перспективной работы. Достойной стабильной зарплаты и тем более жилья. Вот и уходят они в офис-менеджеры…
Улучшится ли ситуация в этом году? Посмотрим вокруг – закладывается ли где-нибудь новое строительство? Практически нет. А ведь нам ещё нужно дождаться, когда строители возведут «коробку», и только в отделке будет использоваться наша продукция. Следовательно, если сегодня дом начнут строить, у нас реализация начнётся через полгода.
Серьёзно разбираться со строительным рынком нужно было в прошлом году. Время упущено. Никакого оживления мы не видим ни по району, ни по области. Что у нас, жильё и социальные объекты не востребованы? Ещё как востребованы! Но стройка встала, и вместе с ней встали все смежные отрасли, НИИ, проектировщики, инжениринговые компании.
От разговоров о том, что всё у нас будет хорошо, давно пора перейти к делу, выстраивать такую экономическую систему, основная цель которой — забота о человеке, о нашем будущем, о детях.
Вопросы выделения земли под строительство жилья и тех де детских садов, подключения коммуникаций и всякого рода согласований, затягивающих процесс, — неужели это такие не решаемые вопросы? Какая может быть проблема для строительства типового детского сада? Для развития с сектора малоэтажного строительства? Для оживления ипотеки? Если всем этим серьёзно заниматься, — никаких!
Но до сих пор существующая система, когда на всех этапах строительства цены только накручиваются, а потом этот самый неподъёмный квадратный метр перекладывается на плечи потребителя – система нежизнеспособная. Вот что нужно модернизировать в первую очередь.
Также безотлагательно необходима модернизация всей системы подготовки кадров. Голод на рабочие профессии и инженеров – только одна сторона дела. Но ведь у нас уже и преподавателей нужной квалификации скоро не останется.
Когда начнём решать эти вопросы, тогда, может быть, и почувствуют ту стабильность, ту уверенность в завтрашнем дне, которая и является стартовой площадкой для модернизации.