ПИКАССО. PRO & СONTRA
ПИКАССО – pro. Человек-аэропорт
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
«Что в имени тебе моём?..»
А.С. Пушкин
Открывшаяся на днях в ГММИ им. А.С. Пушкина выставка Пабло Пикассо – явление подстать мастеру – уникальное. Мастер был на редкость плодовит, так что в разных городах мира – в Мадриде. Барселоне и Париже существуют музеи (собрания работ) его имени.
В Барселоне я ходил «по следам» Антонио Гауди, держа в уме необходимость навестить Пикассо, но – не сложилось…
Парижский Национальный музей Пикассо обладает собранием тех произведений, которые отошли государству после смерти автора – в виде своеобразной формы налога на наследство. Тем самым Франция подтвердила: художник – достояние Республики!
Поскольку музей закрыли на реконструкцию, а тут как раз настал Год Франции в России (и России – во Франции), «приезд» художника в Москву – большая удача для наших любителей живописи в целом и поклонников Пикассо, в частности.
Замечу здесь, что в Рунете имеется очень качественный ресурс www.pablo-ruiz-picasso.ru, посвящённый жизни и творчеству художника, откуда мы и взяли несколько фотографий.
Парижане привезли в Москву 240 произведений Пикассо: не только живопись, но также скульптуру, керамику, иллюстрированные книги и фотографии. Выставка дополнена произведениями из коллекции самого ГММИ.
Один из её разделов посвящен сотрудничеству художника с Сергеем Дягилевым – его работе для «Русских сезонов, в том числе портреты самого Дягилева, композитора Игоря Стравинского и балерины Ольги Хохловой, ставшей Ольгой Пикассо…
«Важно не то, что делает художник, — так объяснял Пабло Пикассо свою творческую позицию, — а то, что он собой представляет… Беспокойство Сезанна – вот что неодолимо притягивает нас, вот, чему он учит нас! И муки Ван Гога – в них истинная драма человека! Всё прочее – шарлатанство».
Зачем тогда – зададимся вопросом – такое огромное количество произведений? Кто-то, конечно, скажет – для денег. Спору нет, творческому человеку зачастую приходится работать ради «презренного металла». Но настоящий художник этой жизненной зависимостью никогда не исчерпывается.
Существует и «неодолимо притягивает нас» загадка художника. Загадка творческого замысла, выраженного в конце концов так-то и так-то. А могло бы быть по-другому? Выходит, что могло. К сему – варианты его женских голов и бюстов, одних и тех же «носатых» девушек с «неудобно» расставленными глазами – в разных ракурсах и цветовых решениях.
Выставка Пикассо в ГММИ, отмечают искусствоведы, ещё раз ставит под сомнение тезис об искусстве, как поиске прекрасного. Откуда вообще взялся этот глупейший тезис?
«Многообразная» живопись Пикассо напоминает мне фрески Тассили, в частности, породившие миф о том, что древние обитатели Сахары изобразили инопланетных космонавтов.
Пришельцы из далёких миров, пасущие земных газелей? Этот «далёкий мир» — Испания, куда сегодня из Москвы можно добраться за полдня.
И ещё одно из моих личных «открытий» Пикассо. На Кубе я несколько раз выходил в море для «заныров» с аквалангом — на катере «Picasso». Вроде бы не важно, как называется случайная по сути посудина. Чьим именем. Как и аэропорт в Малаге… Но, иногда оказывается, – важно.
ПИКАССО – contra. Великое надувательство
Алла УРАЛОВА
Культурная программа Года Франции в России началась с обмена художественными выставками. Наши повезли в Париж (сами попросили!) иконы, французы в Москву – Пикассо.
Имя художника настолько громкое, что известно всем, даже не видевшим ни одного его произведения. Пикассо – это брэнд, созданный по всем канонам рекламы и давно уже абстрагированный не только от личности художника, но и от искусства, как такового.
В начале ХХ века два испанских художника Сальвадор Дали и Пабло Пикассо приехали в Париж покорять мир. Оба были талантливы и честолюбивы. Они быстро влились в парижскую богему и так же быстро усвоили, что пресыщенный художествами мир надо удивлять. Отличные рисовальщики, Пабло и Сальвадор сначала пробовали себя в реалистической живописи, потом освоили импрессионизм и перешли к экспрессионизму.
Оба испанца отдали должное прекрасным русским дамам, коими Париж в ту пору был переполнен, оба женились на русских. А вот дальше их пути разошлись: «правый» Дали вернулся во франкистскую Испанию и там творил свои безумства, «левый» Пикассо остался в демократическом Париже и стал национальным достоянием Франции.
Пикассо всё поставил на карту, добиваясь мирового признания. Быстренько пройдя «розовый» и «голубой» периоды, обратился к кубизму, модернизму, авангардизму и прочим измам, суть которых сводилась к отрицанию всего, что было наработано предыдущими поколениями художников.
Поиски нового присущи каждому поколению, и в находках Пикассо не было бы ничего плохого, если бы он создавал искусство возвышающее. Но он сделал ставку на разрушение. Агрессивный эпатаж в жизни и творчестве стал основой его сущности. Рушащиеся семьи, сходящие с ума жены и любовницы, алкоголики и наркоманы дети, сломанные судьбы – всё это не имело никакого значения перед поставленной глобальной задачей — сделать своё имя отскакивающим от зубов даже далёких от живописи людей.
Ради этого Пикассо грубо разъял живопись на малопривлекательные составные части, лишив ее цельной формы, гармоничного содержания и – соответственно — их эстетического восприятия. И продиктовано это было не творческими метаниями, а единственно желанием прославиться.
Всю жизнь продолжалось его негласное состязание с другом-соперником Дали. Как живописец, а даже как философ, Сальвадор обошел Пабло, но тут вмешалась политика – Пикассо придерживался демократического направления, и, значит, более достоин быть гением. Его признавали даже в СССР, и снисходительно смотрели на выкрутасы маэстро, который с годами потешался над восторженной публикой всё откровенней. Созданный брэнд теперь работал на него.
Музеи бились за произведения Пикассо.
За пару нацарапанных кривых линий, снабжённых его подписью, портной не брал с художника плату.
Свои откровенно примитивные работы маэстро ваял в огромном количестве. После его смерти их оказалось несколько тысяч. Налог на наследство государство полчило произведениями, создав из них Музей Пикассо. Наследники сидят на картинах и опасаются их продавать, ведь выброшенные в огромном количестве на рынок они перестанут сколько-нибудь прилично стоить. И здесь встаёт вопрос об истинной ценности творческого наследия Пикассо.
С точки зрения реализма оно не выдерживает никакой критики. Рассматривать творчество Пикассо с эстетической точки зрения тоже не представляется возможным. Ну, кто станет любоваться разъятыми на части телами и предметами или портретами со съехавшими на бок носами, глазами–окулярами и ртами немыслимой конфигурации! Что же тогда ценится? Имя, рекламно подаваемое на протяжении всей долгой жизни маэстро. За него и платим. Недавно один российский олигарх заплатил 1,7 миллионов долларов за картину Пикассо, полагая, что это — хорошее вложение капитала.
Спасибо, Алла Геннадьевна!
Искренне уважаю людей, не стесняющихся сказать, что король голый!