Федоскинская фабрика миниатюрной живописи: Из ГУПа в МУП перелетая…
Администрация Мытищинского района имеет шанс показать пример спасения уникального предприятия, забрав его из областной собственности в муниципальную…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото Вячеслава НЕСТЕРОВА
Прежний собственник – Московская область — не сумел проявить себя рачительным хозяином. Может быть, не та была нянька – Министерство культуры?
Глава Мытищинского муниципального района Виктор АЗАРОВ, встречаясь с трудовым коллективом Федоскинской фабрики, предложил не влезать во взаимные претензии, оставив их в прошлом. Принимавшие участие во встрече представители министерства имущественных отношений и министерства культуры Московской области удовлетворённо кивали.
Попавшую в сложное положение фабрику районное руководство твёрдо решило забрать в муниципальную собственность, что означает из государственного унитарного предприятия (ГУП) сделать МУПом – муниципальным унитарным предприятием. То есть вроде бы статусом ниже, но на самом деле нет – любые предприятия у нас функционируют исключительно по федеральному законодательству.
Губернатор Московской области Борис Громов поддержал, прямо скажем, такой нетривиальный ход мытищинцев поддержал, и на встрече Азарова с фабричным коллективом этот важный факт неоднократно подчёркивался.
Теперь дело за тем, чтобы передача предприятия из области в район состоялась как можно быстрее, В этом случае знаменитая фабрика получит нового директора и может рассчитывать на финансовую поддержку из бюджетов района и поселения. Получится ли быстро, не известно – у фабрики отсутствует полный пакет необходимой для такого случая документации.
Aзаров подробно рассказал участникам встречи о положении дел на данный момент и ответил на вопросы художников. По словам главы района, главная опасность для фабрики – банкротство – уже миновала. Долг, из-за которого предприятие могло быть признано банкротом по суду, погашен. Но остаются другие – и немалые — долги, с ними предстоит разбираться, не столько для того, чтобы найти виновных (хотя это не исключается), сколько для того, чтобы понять общую экономическую картину деятельности предприятия.
Азаров уверен: знаменитый народный промысел, гордость России, и в сегодняшних условиях может быть самодостаточный и рентабельным производством.
Таким образом, «вложиться» району придётся только на первом этапе. Рассчитаться с долгами, защитив тем самым предприятие от возможных «наездов» со стороны хитроумных кредиторов, и провести необходимую реконструкцию фабрики – как здания, так и производственного оборудования. На реконструкцию несколько «просевший» в кризис районный бюджет, может выделить 30-50 млн рублей.
Далее, полагает глава района, предприятие сможет работать нормально, платить налоги в бюджеты района и поселения и – более того – развиваться.
Как явствует из заданных В.С. Азарову вопросов, работников фабрики крайне беспокоит судьба так называемого ассортиментного кабинета, где собраны две тысячи лучших образцов федоскинской лаковой миниатюры. Проблема в том, что издавна хранящиеся там изделия, как и сам «кабинет» не имеют музейного статуса.
Общее мнение участников встречи: в любом статусе собранные в кабинете шкатулки должны остаться на своём месте, как неотъемлемая часть технологического процесса. Как образцы – возраст некоторых более полутора веков! — на которых будет учиться молодёжь.
Волнует мастеров и вопрос неприкосновенности охранной зоны – это ведь тоже неотъемлемая часть народного промысла, так сказать, духовно-технологическая.
По словам главы сельского поселения Федоскинское Евгения Балакирева, в Генплан поселения охранная зона фабрики вошла в существующих размерах. В последние годы её размеры несколько уменьшились, часть площадей ушла под индивидуальную застройку, участки выделялись и самим художникам, но больше ничего строиться здесь не будет. А в селе – только два трёхэтажных дома.
Азаров видит фабрику прочно «встроенной» в систему туристических маршрутов Подмосковья, которая, по-серьёзному говоря, пока ещё только формируется. Федоскинский промысел имеет хорошие перспективы сбыта как в Москве и России, так и за рубежом. Как это было раньше, когда фабрика насчитывала 550 работников, из них 470 – художников.
Но ведь и сохранившийся коллектив: 68 художников из 97 работников вполне способен сделать свои творческие достижения основой благополучия фабрики.
Насколько этот оптимизм разделяют работающие на фабрике художники?
Оказывается, разделяют. Художник Владимир Рогатов – именно он задавал вопрос по охранной зоне — считает, что фабрика может работать прибыльно, такие периодические моменты у неё случались и в недалёком прошлом. Главной болезнью промысла Рогатов называет непрофессиональное руководство, которое к тому же слишком часто менялось.
Если верить Рогатову, вольный сувенирный рынок давно уже не кормит художников-рукодельщиков так, как мог кормить когда-то. Грубо говоря, надо вновь возвращаться к более надёжному заводскому станку.
Но что было бы, если фабрика обанкротилась? Ни вольного рынка, ни, грубо говоря, подневольного!
Федоскинской фабрике срочно нужен опытный производственник, профессиональный менеджер, хорошо разбирающийся в реалиях рыночной экономики. Вероятно, такого руководителя найти можно, несмотря на вопиющую «особливость российского рынка», в результате которой может уйти в небытиё предприятие, успешно проработавшее более 200 лет.
Кстати, директорское кресло, похоже, скоро окажется свободным. По сообщению пресс-службы ДЭБ МВД России, нынешнего директора фабрики Светлану Утевскую 25 апреля задержали по подозрению в получении незаконного денежного вознаграждения в крупном размере, а именно 150 тыс. долл. США.
Станок, туризм- будем надеяться дадут свои результаты. Будем надеяться.
Уважаемые Федоскинцы!
Если вам нужен опытный хозяйственник, то я готов
с большим энтузиазмом взяться за наведение порядка.
За плечами у меня большой производственный стаж:
— 8 лет производственный мастер в электромонтажном цехе Находкинского СРЗ;
— 5 лет начальник планово-производственного отдела электротехнического предприятия «Приморскэлектроремонт»;
— 25 лет директор этого же предприятия, численностью 220 человек.