Книги России-2010: процентный рост патриотизма
В «несчастливый» тринадцатый раз во Всероссийском выставочном центре прошла традиционная выставка-ярмарка «Книги России», собравшая под свои знамёна, как и годом ранее, около 500 издательств и книготорговых организаций…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора
В целом на выставке было представлено около 150 тысяч наименований книг. В том числе полное собрание сочинений и писем Николая Васильевича Гоголя, подготовленное, по всей видимости, к «вдруг да случившемуся» в пролом году 200-летию писателя. Вечно-то наши издатели запаздывают…
Запаздывают и организаторы выставки. Существующий ярмарочный формат давно себя изжил. Ярмарка, конечно, должна быть ярмаркой, но не превращаться в провинциальный базар, куда люди собираются по привычке — не только что-нибудь купить-продать, но и потрепаться да семечки полузгать.
В традиционном 57-м павильоне 70-летнего ВВЦ стенды издательств и «чистых продавцов» установлены очень тесно. Если на каком-то стенде выступает популярный автор, сразу начинается толкучка, подошедшим чуть позднее посетителям не понятно, что происходит.
А происходит то, что проанонсировано на клочке бумаги, наклеенном на стекле у входа в павильон. Если посетители этого клочка не заметят, толкучки не будет, но читатель не найдёт своего писателя. А ведь эта встреча, как я понимаю, должна быть одной из центральных целей «Книг России».
Личное знакомство с писателем зачастую является побудительным мотивом к тому, чтобы не только купить книгу «под автограф», но и прочесть её. А там, глядишь, и следующую и – пошло-поехало.
Я, хотя того «клочка» тоже не заметил, набрёл на «автограф-сессию» детского поэта, писателя и режиссёра массовых зрелищ, лауреат премии «Петя и волк» Андрея Усачёва.
Англичане любят
Есть на ужин пудинг,
Потому что пудинг –
Очень вкусный блюдинг.
Тот, кто любит пудинг
И часто ходит в гостинг,
Не бывает худинг,
А бывает толстинг!
Надо бы посмотреть рецептуру пулинга. Но «откуда ни возьмись» возникает мысль: а насколько это патриотично?
По моим наблюдениям, многие посетители покидали павильон без покупок. Почему?
Издатели (и организаторы выставки) не озаботились раскруткой новинок. Следовательно, читатели их просто не нашли. Или настоящих новинок-то как раз и не было!
Выступавший на открытии выставки руководитель Роспечати Михаил Сеславинский умудрился заметить в кризисном 2009 году 4-процентный рост по количеству наименований выпущенных книг по сравнению с 2008 годом.
Если это очередные книжки про йогу, выращивание овощей на своём огородике, кулинарные рецепты (про пудинг!) да и подарочные «фолианты», лучше о таком «росте» даже не упоминать. Нужны качественные и экономические оценки состояния книжного дела, полезные как экспертам, так и издателям. Или нашим издателям и так хорошо?.. Или они и так достаточно «толстинг»?
На некоторых стендах господа-издатели дружно попивали чаёк с булками. Иные – не снимая шубеек, хотя вообще-то в павильоне было по-весеннему тепло.
На площадке перед павильоном тоже шла торговля книгами, а ещё сувенирными лаптями, свитерами из верблюжьей шерсти и бог знает чем.
Один из здешних молодых продавцов, с утра, пока публика не нахлынула, пробежавшийся по выставочному павильону, делился впечатлениями со своей сотрудницей: «Что-то у них там тематика слабая! Тут у нас – лучше!»
О тематике… Среди пространных рассуждений о патриотизме в ходе недавнего ток-шоу на ТВ известному писателю, редактору «Литературной газеты» и завсегдатаю «Книг России» Юрию Полякову был задан вопрос, способна ли наша литература воспитывать этот самый патриотизм.
Спросить-то его спросили, но, как это водится у них на ТВ, внятно ответить не дали. «Пока литературой в стране командуют люди в тужурках образца 1991 года…» — только и успел сказать Поляков.
Пока на книжной выставке будут торговать лаптями, а в качестве «новинки года» рекламировать сонеты Шекспира, читатели будут возвращаться домой без книг. Что, конечно, никак не говорит об отсутствии у них патриотизма.