Профориентация. «Технари» уступают «делопроизводителям»
Высокую мотивацию и заинтересованность, по словам специалистов Мытищинского Центра занятости населения (МЦЗН), проявили школьники 8-11 классов в ходе профориентационного тестирования. Но его результаты, практически совпавшие с прошлогодними, должны разочаровать тех, кто радует за техническое перевооружение России…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото Вячеслава НЕСТЕРОВА
Тестирование проводилось 19 марта — во время большой весенней Ярмарки учебных мест (смотри статью в ТАМ от 3 апреля 2010 г.) для школьников района и «локальной» ярмарки учебных мест для школьников городского поселения Пироговский 2 апреля. В первом случае в тестировании приняли участие 210 человек, во втором – 40.
Специалисты, проводившие опрос ребят, оговариваются: экспресс-методика «Матрица выбора профессии» — чтобы заполнит бланк, требуется не больше 2 минут – ни в коем случае не полноценная профориентация.
Тест выявляет направление, на котором будущая профессия сегодняшнего школьника может определиться. А может и не определиться. Выявляются скорее склонности, которые ведь тоже – сегодня одни, а завтра другие.
В любом случае тестирование (и последующее общение с психологом МЦЗН) для ребят полезно, пройти его захотели и те, кто уже сделал свой профессиональный выбор.
Тест предусматривает пять основных направлений деятельности, поименованных вполне понятно: «человек-человек», «человек – знаковые системы», «человек – художественный образ», «человек – природа» и «человек – техника». С кем или с чем школьнику интересно общаться – с людьми или с машинами? С живой природой или компьютером? А, возможно, с тем и с другим?
У девушек на первом месте оказался «человек» (65%). Но также на высоком уровне «знаковые системы» (45%) и «художественный образ» (41%). К «природе» (12%) и тем более технике (4%) влечёт их не слишком. В выборе профессии, делают вывод психологи, девушки более ориентированы на такие виды деятельности, как воспитание, обучение, социальное, информационное или бытовое обслуживание.
В профессиональных предпочтениях юношей на первое место выходят «знаковые системы» (35%), далее следуют «человек» (28%), «техника» (25%), «художественный образ» (13%) и «природа» (5%). Их возможная профессиональная стезя в значительной степени связана с расчётами, с обработкой цифровой и иной знаковой информации.
В процентном отношении результаты тестирования на ярмарках района и поселения, конечно, отличаются, но общий вывод о профессиональных предпочтениях школьников совпадает.
Самая любопытная профессия для юноши, которую я обнаружил в отчётах психологов МЦЗН, зовётся «делопроизводитель». Неужели и вправду кого-то из ребят может заинтересовать такая профессия?