Ярмарка учебных мест в Мытищах: Делай что нравится!
Практически двойное снижение числа выпускников – на примере демографически вполне благополучного Мытищинского района — формирует совершенно новую реальность среднего профессионального и вузовского образования…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото Вячеслава НЕСТЕРОВА
Эта реальность ещё только вырисовывается, но, по мнению специалистов службы занятости, страх школьников перед Единым госэкзаменом (ЕГЭ) увеличивает шансы техникумов и колледжей в их конкуренции с вузами за выпускников 2010 и ряда последующих лет.
Хотя бы отчасти прояснить ситуацию я попытался на Ярмарке вакансий и учебных мест, организованной для школьников 8-11 классов Мытищинским Центром занятости населения (МЦЗН) совместно с управлением образования Мытищинского района.
Весенняя образовательная ярмарка в районном ДК «Яуза» давно стала в Мытищах традиционным мероприятием. И – относительно профориентации школьников – наиболее масштабным. Вероятно также, что ярмарка — один из редких примеров дружной работы управления образования (федеральной креатуры) и службы занятости (креатуры региональной). Последняя много лет к ряду утверждает, что первая вовсе не ведёт никакой профориентационной работы с вверенными её заботам детьми.
Немалая доля истины в этом есть, но так устроена у нас вся система образования – учить чему угодно, только не вещам практическим.
В этом году мытищинских ребят в свои аудитории активно «заманивали» 30 учебных заведений, не только местных, но из Москвы, Королёва, Пушкино. Профессиональных коллежей и техникумов было больше, чем вузов.
По не раз озвученному мнению директора МЦЗН Елены Донсковой, у техникумов и колледжей, профессиональных училищ и лицеев есть сильный козырь: они успевают раньше дать молодому человеку реальную профессию и затем – если он вознамериться учиться дальше – скорректировать свои профессиональные притязания. После окончания вузов потребность в дальнейшей учебе снижается, как, собственно, и возможность учёбы, платной по преимуществу.
Организаторы ярмарки несколько изменили традиционный ход мероприятия. И правильно сделали. Раньше так называемые презентации — с песнями, плясками и показом роликов происходили рядом со стендами учебных заведений и создавали толчею. Перенесённые в Малый зал ДК презентации, зачастую представлявшие собой полноценное шоу, как оказалось, привлекли молодёжь едва ли не больше, чем знакомство с будущими профессиями «на всю жизнь».
По сути дела охват сфер деятельности и перечень представленных на ярмарке профессий был достаточно широким. Вопрос в том, определились ли с выбором ребята. Помочь с выбором – в этом основная задача ярмарки. Масштабное анкетирование, как обычно, провёл МЦЗН. О его результатах – поговорим позднее.
Анкетирование на своём стенде проводил Российский университет кооперации. «Назовите три учебных заведения, которые, как вы считаете, отражают запросы молодежи?» — таким был один из вопросов анкеты. Ничего неожиданного в ответах не прозвучало, однако, как утверждает сотрудника университета Лиля Абесадзе, более 50 процентов опрошенных школьников не смогли назвать ни одного известного им высшего учебного заведения.
Вот тебе и раз!
Рискуя услышать слова-паразиты «юрист» и «экономист», я тоже спрашивал школьников об их профессиональных предпочтениях и о том, что интересного для себя они почерпнули на ярмарке. Оказалось, что наши девочки куда смелее мальчиков — отвечать на вопросы бородатого дядьки-журналиста они не боялись.
Три подруги-десятиклассницы из моей родной школы №10 собираются посвятить себя: а) государственной или муниципальной службе; б) налоговой службе (возможно, консультантом по налогообложению юридических и физических лиц) и в) финансово-экономической деятельности (вариант – менеджером по персоналу).
Скользкий вопрос о зарплате тоже не поставил их в тупик. Конечно, хотели бы, чтобы работа была высокооплачиваемой, но «прежде всего – интерес к делу». Интересно всё-таки, — говорит Аня Беляева, как эта государственная машина функционирует.
Что касается ЕГЭ, то да, определённая боязнь имеется. Да и педагоги – пугают: «Не сдашь ЕГЭ – в институт не поступишь».
Только вот зачем пугать при таком обилии учебных заведений? Да и счастье, как известно, отнюдь не в высшем образовании…
* * *
В основном после 9 класса набирает ребят на «бюджетную форму обучения» Государственный колледж художественных ремёсел №59 (www.k59.profedu.ru). Модных нынче дизайнеров и художников здесь учат почти четыре года, а рабочим профессиям мастера столярного и мебельного производства и гравера – без малого три.
Вроде бы редкая профессия гравера сегодня достаточно востребована – в различных производствах, включая монетное и ювелирное. Колледж сотрудничает со многими предприятиями, включая знаменитый Московский монетный двор, c мытищинскими предприятиями — Завод художественного литья «Вель» и Галерея авторского оружия «Русские палаты».
На втором курсе колледжа учится в недавнем прошлом выпускник мытищинской школы №3 Дима Черников. Будущий гравёр с детства любил рисовать. В колледже, говорит он, — «пришёл, сел и делай, что нравится». Это поначалу, затем наступает этап более сложной и кропотливой работы.
Будущей зарплатой Дима пока особо не интересовался. Теоретически представляет, что 25 тысяч рублей его бы устроили. Свои сегодняшние навыки он оценивает объективно – да, какие-то навыки есть, но учиться надо ещё очень и очень многому. Возможно, после окончания колледжа пойдёт в художественную. Академию, одновременно, если получится, намерен работать.