Дельфийские игры 2010. Светлой памяти павших…
В год 65-летия нашей Победы в Великой Отечественной войне эмблема молодёжных Дельфийских игр представляла собой грубое изображение трёх советских солдат, неумело держащих своё разнокалиберное оружие…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора и Вячеслава НЕСТЕРОВА
Фото Н. Заболоцкого — с сайта электронной библиотеки «ImWerden»
Говорильное искусство
Свои достижения в художественном чтении участники игр демонстрировали в Мытищинском кукольном театре «Огниво». Штаб конкурса возглавил лично художественный руководитель театра Станислав Железкин.
Место в данном случае безусловно выигрышное. Ребятам понравился небольшой, но ухоженный театральный двор с его фонтанами и само сказочное здание, свежевыкрашенное по случаю важного события. А многочисленные фотографии Оле Лукойе разойдутся теперь по всей Руси Великой…
Русская культура, как известно, по сути своей культура языковая, говорильная, что означает, если глядеть с сегодняшних позиций, литературная. А для такого жанра, как поэзия, гибкость русского языка – вещь вообще уникальная.
Но для конкурса по художественного чтению, конечно, всего этого недостаточно. Прочесть стихи или прозаический «кусок» художественно, значит – найти правильную (убеждающую слушателей и жюри) интонацию для передачи тех мыслей и чувств, которые заложены в тексте.
В большинстве своём те ребята, которых мне удалось послушать, с этой задачей справляются. Не уверен, правда, что в каждом случае это были лучшие поэтические образцы или вещи, подходящие для сцены. Прозаические отрывки, к примеру, следовало адаптировать для сцены.
Эпическое «Что же это был за народ? / Что же это был за поход?.. Леонида Филатова прихотливо соседствовало с интернет-автором «Светлана», чьи риторические строчки про орудийную канонаду по сути дела поэзией не являются.
Излишние «навороты» романтических образов довольно утомительны, когда тем более речь идёт о войне, а не о «вздохах на скамейке». Одно дело читать глазами о чувствах мальчика-лейтенанта в его первом (и сразу очень страшном) бою, другое дело – слушать об этом долгую скороговорку читающей школьницы. В этой скороговорке она естественным образом теряет верную интонацию, главное для неё – не сбиться.
Хорошо, что конкурс предусматривает прочтение двух произведений: первое – о войне, второе – на выбор. Твардовский, Симонов и Юлия Друнина в первом случае – напрашиваются сами собой. «Мирные» вещи, как оказалось, заготовлены у многих участников конкурса о своей малой родине или принадлежат перу местного автора, не известного широкой публике. Но… градус пафоса сейчас же возрастает – знай наших! – а качество текста резко снижается…
У многих чтецов в их номере была задействована музыка – от реквиема до частушек типа:
Били наши батальоны
Самого Наполеона.
Ничего нет хитрого –
Мы побьём и Гитлера!..
Девиз нынешних игр «Мы помним!» Но помнить надо не только Победу. И не хвастливое «Ничего нет хитрого…»
У семиклассника Гриши из Братска – в Дельфийских играх он участвует во второй раз — я поинтересовался, что он собирается читать. Оказалось «В этой роще берёзовой…» Николая Заболоцкого. Второе произведение – своего земляка Анатолия Кобенкова, современного поэта.
«Знаешь, спрашиваю, что Заболоцкий был в заключении, работал солекопом?» «Знаю», — понурил голову школьник.
Стихотворение Кобенкова, умершего в 2006-м, «лирическое, а не про алюминиевый комбинат», выбрала Гришина мама, считающая своего земляка исключительным поэтом. В прощальных словах знавших его людей о Кобенкове также говорилось, как «о лучшем поэте Сибири».
Мне всё-таки кажется, что по части самостоятельности поэтического языка Кобенков оставался в сильнейшей зависимости от предшественников.
…и коли ты стерпишь это,
столетняя тишина
кивнёт тебе гласом Фета
и шёпотом Шеншина…
Их называют «человек-оркестр»
Из восьми конкурсов Дельфийских игр-2010, которые пришлись на территорию Мытищинского района, вероятно, самый сложный – конкурс электронной и компьютерной музыки. Вся разница между этими двумя понятиями в том, что компьютерную музыку участникам конкурса в данном номинации нужно было «собственноручно» сочинить, а потом уже её исполнял перед членами жюри «сам» компьютер.
Одно сочинение ребята привезли с собой из дома, второе – должны были написать непосредственно в Мытищинской Детской школе искусств №1 на заданную тему.
Электронщики же играли на синтезаторе «готовые» сочинения профессиональных композиторов, первое – на военную тему, второе – по выбору. И, конечно, могли при этом продемонстрировать своё импровизационное мастерство.
Профессиональный синтезатор KORG предоставляет для клавишников богатые возможности – при условии, что умеешь этой мощной машиной пользоваться.
Представлявшая Московскую область Полина Николаева, хотя ей как раз во время Игр ей исполнилось 15 лет – опытный конкурсный боец. Музыкой занимается уже десять лет, пять из них – на фортепьяно и синтезаторе. Её маме, учителю музыки и искусствоведу, синтезатор понравился раньше, чем тягу к этому инструменту почувствовала и Полина.
Сегодня Полина играет, что называется, без страха и упрёка. В композиции на тему известной песни про партизан «Ой, туманы мои, растуманы…» флейту и гобой сменяют гармонь и скрипка. «Загадочные барабаны» изображают пушечные выстрелы – это наши партизанские отряды «на старой Смоленской дороге повстречали незваных гостей…»
В более быстром танго столь же слаженно звучали под управлением Полины уже другие инструменты – целый симфонический оркестр.
Исполнить произведение, «как с большим оркестром» — вот что нравится девушке больше всего. Первое участие в Дельфийских играх ей тоже понравилось. По её мнению, электронная музыка – по-настоящему современное и перспективное направление искусства. Можно самому сочинять аранжировки, находить такие звуки, которые наиболее полно соответствуют замыслу. И – самое главное – получать от того, чем занимаешься, огромное удовольствие.
Недавно Международный благотворительный Фонд Владимира Спивакова сообщил Полине, что специалистам понравилось её исполнение на синтезаторе. В начале лета ей будет предложено выступить на большой сцене. И, Бронзовая медаль за выступление на Дельфийских играх в Мытищах – залог того, что и на большой взрослой сцене Полина справится с целым оркестром.
Спасибо за очень доброжелательный и компетентный отзыв об исполнительнице на клавишном синтезаторе, участнице конкурса Дельфийские игры из города Долгопрудного — Полине Николаевой. 🙂
Всё прекрасно, только пара очепяток. У Заболоцкого стихотворение называется «В этой РОЩЕ берёзовой…». А бронзовая медаль — это, конечно, здорово, но пишется с маленькой буквы!
Да уж, «берёзовая роза» — это нечто неподражаемое! Подвела внутренняя рифма «роза-рёзо». Хотя почему бы и нет?..