Самосвальная история

Люди, годы, жизнь; Понедельник, Июль 26, 2010

МетровагонмашОАО «Метровагонмаш» совместно с Торговым домом «МАЗ» и мытищинским ЗАО «Технокомплекс-ТМ» провели презентацию новых самосвалов на базе МАЗовских шасси. В мероприятии приняли участие заместитель министра промышленности и науки областного Минпрома Михаил Савин и первый заместитель главы администрации Мытищинского муниципального района Андрей Чураков…

Владимир ИЛЬИЦКИЙ

Фото автора

Этот проект уже имеет свою историю, начавшуюся в 2003 году. Идея, в принципе, проста: на шасси среднего грузовика МАЗ с колёсной формулой 4х2 установить самосвальные кузова «Метровагонмаш». Но вот схема, которая устроила бы «высокие договаривающиеся стороны», сразу не сложилась, хотя проект и получил одобрение на высшем уровне.
15 июля 2005 года в подмосковной. Балашихе состоялось совместное заседание Рабочей группы по сотрудничеству Московской области и Республики Беларусь с участие губернатора Бориса Громова и заместителя премьер-министра Республики Беларусь Василия Долголева. Среди множества вопросов, которые обсудили участники встречи, разбиралось и положение дел с организацией совместного производства самосвалов силами МАЗа и «Метровагонмаш».
Год спустя, между тем, правительство Московской области констатировало, что проект буксует. Договорённость о поставке МАЗовских шасси так и не была достигнута.
Метровагонмаш
Презентация на площадке Метровагонмаша – прямо у памятнику самоходке СУ-85 — показала: условия сотрудничества минского и мытищинского заводов меняются.
Меипровагонмаш по финансовым причинам не может сам закупать шасси. Да и особого смысла это не имеет, поскольку, как говорит замначальника отдела сбыта Сергей Алёшин, — «дешевле не будет». Заводу в любом случае оплачивается только стоимость «навески»: надрамника с гидрооборудованием и кузова.
Метровагонмаш
В 2003 году по данной программе уже была изготовлена гамма автомобилей. У мытищинских машиностроителей – большой опыт в разработке и изготовлении самосвалов ЗИЛ, поэтому самосвальная установка для МАЗа была сделана в кратчайшие сроки.
Более того, шасси МАЗа по техническим характеристикам лучше, чем ЗИЛовское. В частности, по грузоподъёмности и компоновке кабины. У МАЗов – меньше радиус разворота. При тех же базовых размерах машины её грузовая платформа – больше: самосвальное оборудование можно установить большего объёма и большей грузоподъёмности.
Расчётная потребность рынка средних самосвалов в настоящее время не слишком велика – 100 единиц в месяц. Но может ли закрыть этот спрос мытищинское предприятие? По словам Алёшина, результат зависит от ритмичности поставок шасси и от того, как сработают заводские дилеры. Тридцать машин в месяц – это уже хорошо. Как раз на это количество подписан договор с МАЗом до конца 2010 года.
Метровагонмаш
От программы по ЗИЛовским самосвалам Метровагомнаш также не отказывается. Поставки шасси здесь, правда, крайне нестабильные. За весь прошлый год было изготовлено всего 100 самосвалов. К тому же ЗИЛ на площадке Смоленского автоагрегатного завода начал выпуск самосвалов собственной конструкции, а не как можно было бы ожидать, по чертежам долголетнего партнёра. Вообще же совместно с Саранским автозаводом ЗИЛ приступил к выпуску своих самосвалов ещё в 1965-м…

Мытищинский экспериментальный автомеханический завод (МЭАМЗ), на котором я работал главным технологом в 80-х годах прошло века, с подачи ММЗ и по его чертежам также изготавливал самосвалы, в том числе сельхозназначения.
Эта программа для нашего предприятия была большим подспорьем. К тому же в известной степени влияла на техническое перевооружение. Например, чтобы качественно сваривать стальные детали крепления гидроподъёмника, была внедрена установка для сварки металла в среде углекислого газа.
Вообще же в те годы пробить закупку нового оборудования было крайне сложно – рост стоимости основных фондов увеличивал амортизационные отчисления. И начальник планово-производственного отдела МЭАМЗ на каждую мою заявку реагировал нервно: «Ты что, хочешь лишить нас тринадцатой зарплаты?..»
Метровагонмаш
Как прежде для ЗИЛа, так и сегодня для МАЗа, Метровагонмаш сам изготавливает гидроподъёмники, всю гидросистему самосвала. И. надо заметить, качество мытищинской гидравлики никогда не вызывало нареканий – сказывается большой опыт работы с военной техникой.
Сегодня самосвалы Метровагонмаш изготавливает на базе своего филиала в Высшем Волочке. Но баланс у этих предприятия – один, и потому все налоги «достаются» Мытищинскому району и Московской области. Этот факт особо интересовал заместителя министра промышленности и науки областного Минпрома Михаила Савина. По его словам, правительство Московской области заинтересовано в продвижении новой продукции на рынки России и стран СНГ.
Метровагонмаш
Проблемы в экономическом стимулировании тормозили развитие проекта с 2003 года. То есть, не было никакого стимулирования! По идее, начало деятельности Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана должно упростить взаимоотношения между промышленными предприятиями, но пока, как будет на практике, никто не знает.
При этом самосвалная тема, — признал А.А. Чураков, — тема перспективная. И есть вероятность, что программа по выпуску самосвалов на шасси МАЗ будет расширяться. Правительство России однозначно заявило о дальнейшей поддержке сельхозпроизводства, но эта поддержка невозможна без так называемых инфраструктурных проектов, к которым относится и производство современной техники для села.
Если сработает рынок сбыта в огромном Московском регионе, перспектива у новой продукции мытищинцев – достаточно оптимистическая.

Tags: , , ,

Один коментарий to “Самосвальная история”

  1. Removich

    Когда была презентация

    #2538

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит