О, имена, о, нравы!
В усадьбу Марфино – одно из интереснейших исторических мест Подмосковья — попасть сложно, но, как оказалось, можно. По предварительной договорённости здесь проводятся экскурсии. Однажды зимой главный редактор ТАМ оказался в усадьбе случайно, а на днях – в составе участников пресс-тура для журналистов и туристических компаний. Если зимний день оказался пасмурным, летний – исключительно ярким…
Алла УРАЛОВА
Фото Владимира ИЛЬИЦКОГО, а также с сайтов
history—portrats.ru, liveinternet.ru и devichka.ru
Первые сведения о селе Марфино на реке Уче датируются ХIV веком и связаны с фамилией Вельяминовых. Боярин Протасий Федорович Вельяминов, был тысяцким, то есть воеводой Московского княжества. Он построил в Московском Богоявленском монастыре каменный храм и пожертвовал монастырю небольшую вотчину на берегу реки Учи.
В ХV веке митрополичий чиновник по прозвищу Щибра получил эту усадьбу в награду за службу. По прозвищу владельца она стала называться Щибрино, но в конце ХV века её уже именовали Марфино. Возможно, новое название дано в честь одной из двух сестёр, упоминаемых в Евангелии, — Марфы и Марии.
В ХVI веке село находилось во владении Фомы Бутурлина, затем Василия Петровича Головина, у которого его приобрёл печатник, то есть хранитель государственной печати, дьяк Василий Яковлевич Щелкалов. Он активно содействовал возведению на престол Бориса Годунова, возглавлял Разрядный и Посольский приказы. В селе имелась старинная деревянная церковь Николая Чудотворца с приделом Благовещения. В 1585 году она стояла «без пения», за ветхостью богослужения в ней не проводились.
В начале ХVII века старая церковь была снесена, а на её месте поставили новую, тоже деревянную, но уже во имя Святой Троицы с приделом Преподобного Сергия Радонежского. В этот период село принадлежало боярину Семену Васильевичу Головину, а потом перешло к его двоюродным братьям. Они продали Марфино думному дворянину Семену Ивановичу Заборовскому. При нем в селе была построена вторая деревянная церковь – Рождества Богородицы.
С конца ХVП века Марфино принадлежало сподвижнику Петра I, боярину, князю Борису Алексеевичу Голицыну. Он был воспитателем царевича Петра с 1682 по 1689 год и помог ему в борьбе против царевны Софьи. По примеру императора-реформатора он посылал своих подданных-крепостных учиться за границу. Одним из них стал Владимир Белозёров. Он учился во Франции и вернулся в Россию профессиональным архитектором. Именно ему князь поручил строительство главного марфинского храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Белозеёров первым из русских зодчих применил классический ордер, который получил распространение в России лишь во второй половине ХVIII столетия.
Семь лет строилось крестчатое в плане кирпичное здание с высоким световым барабаном, покоящимся на четырех пилонах, украшенное белокаменными деталями. Постройка весьма оригинальна для московского зодчества начала ХVШ века. В общей композиции и отдельных деталях еще просматриваются отголоски московского барокко, но в замысле и трактовке архитектурных форм чётко видны новые тенденции, характерные для построек петровского времени.
Фасады обработаны пилястрами с резными белокаменными капителями оригинального рисунка. Крытые на два ската выступы- притворы завершены фронтонами. Портики и наличники окон предвосхищают строгие формы, которые впоследствии получили распространение в архитектуре классицизма.
В 1707 году строительство храма было закончено. Князю храм не понравился. Снаружи он кажется более просторным, чем на самом деле. К тому же Священный Синод отказался дать разрешение на освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы, усмотрев влияние католицизма. Освящение состоялось год спустя после завершения строительства в 1708 году.
Согласно преданиям, не угодивший князю архитектор был высечен и оттого скончался. Погребён Зодчий Белозёров неподалеку от построенного им храма. Надпись на надгробном камне гласит: «Ноября в 30 1707 года на память святого и всехвального апостола Андрея Первозванного скончался раб божий боярина князя Бориса Алексеевича Голицына человек его Володимир Иванович Белозеров, и жил 59 лет».
В 1728 году имение Марфино приобрел Василий Семенович Салтыков, но через год продал его своему брату Петру Семеновичу.
Пётр Салтыков начал службу простым солдатом при Петре I. По царскому указанию был направлен во Францию учиться морскому делу. При восшествии на престол Анны Иоанновны Салтыков помогал ей в борьбе с Верховным Тайным Советом, стремившимся ограничить самодержавие. Благодарная Анна возвела Петра Семёновича Салтыкова в графское достоинство. При Елизавете он получил чин генерал-аншефа и возглавил русскую армию в Семилетней войне против прусского короля Фридриха Великого.
После разгрома войск Фридриха при Кунерсдорфе Салтыкову было пожаловано звание фельдмаршала. Он стал главнокомандующим и генерал-губернатором Москвы. Во время эпидемии чумы 1771 года Салтыков начал энергично бороться с заразой, но, видя, что ряды его сподвижников редеют, обратился к императрице за разрешением на два дня отбыть в свое подмосковное имение. Ответа он не дождался и уехал самовольно. Пока он отсутствовал в Москве вспыхнул чумной бунт, во время которого был убит архиепископ Амвросий. Салтыкову пришлось уйти в отставку. И умер он здесь же – в Марфино.
В 1760-1770 годах по заказу Петра Семеновича усадьба Марфино была перепланирована и заново отстроена в стиле классицизма, построены двухэтажный барский дом, два театра — зимний и летний, хозяйственные постройки, разбит регулярный парк. В 1777 году напротив летнего храма Рождества Пресвятой Богородицы из кирпича был построен зимний храм во имя апостолов Петра и Павла.
Храм Святых апостолов Петра и Павла построен в форме ротонды с небольшими выступами алтаря и притвора. Он принадлежит к редкому для конца ХVШ века типу церкви «под звоном». Над внутренней колоннадой двусветной ротонды возвышается восьмигранный, перекрытый куполом барабан, который одновременно служил колокольней. Боковые входы в храм выделены ризалитами. Декор фасадов, выполненный большей частью из белого камня, отличается графичностью и дробностью форм. Несмотря на явно не традиционную архитектуру Петропавловского храма, проблем с его освящением не было.
О том, как выглядела усадьба до ее перестройки в 1830-х годах, можно судить по сохранившимся беседке в парке, музыкальному павильону и псарням.
Петру Семеновичу Салтыкову наследовал его сын Иван, участник Семилетней и всех последующих войн, генерал-фельдмаршал и военный губернатор Москвы. При нем и его жене Дарье Петровне, урожденно Чернышевой, в Марфино жили весело. Хозяева постоянно принимали гостей, устраивали пиры и забавы. Иной раз съезжалось до трёхсот человек.
Одно время в усадьбе гостил знаменитый историк и писатель Николай Михайлович Карамзин и даже сочинил к именинам хозяина водевиль «Только для Марфина», который и был представлен актерами-любителями из гостей.
Усадьба пошла в приданое за Анной, дочерью Ивана Петровича, которая вышла замуж за графа Григория Владимировича Орлова. Они не жили в Марфино, а предпочитали путешествовать за границей.
Во время Отечественной войны 1812 года усадьба сильно пострадала от французов и была разграблена. После войны ее восстанавливали под руководством крепостного архитектора Орловых Федора Тугарова.
Детей у Орловых не было, и после их смерти имение перешло к отцу Григория Владимировича графу Владимиру Григорьевичу Орлову, а после него к его дочери Софье Владимировне, вышедшей замуж за графа Никиту Петровича Панина.
Екатерина II назначила Панина камергером и губернатором Гродно, а Павел, при восшествии на престол, – членом Коллегии иностранных дел, затем полномочным министром в Берлин. На этой должности Панин проявил большие способности, но вопреки указаниям императора вёл свою политику и способствовал сближению Австрии и Пруссии. Панин был отозван в Петербург и выслан в свои имения в Смоленской губернии.
Александр I вызвал его обратно и снова назначил членом Коллегии иностранных дел. Однако, не сойдясь во взглядах с окружением императора, Никита Петрович подал в отставку и уехал за границу. Когда же он вернулся в Россию, то ему было запрещено жить в обеих столицах. Опала продолжалась и в царствование Николая I.
Жена опального дипломата Софья Владимировна Панина, вступив во владение усадьбой Марфино, занялась его перестройкой.
Работы продолжались с 1831 по 1845 год и были поручены крупнейшему московскому архитектору того времени Михаилу Доримедонтовичу Быковскому, ученику Доменико Жилярди, академику, организатору Московского архитектурного общества.
Дворец
Быковский создал уникальный марфинский ансамбль. Он капитально перестроил дворец, отделав комнаты в готическом стиле, который подчеркивали стрельчатые окна с цветными стеклами. К дворцу вел готический мост. Ворота со сторожевой башней напоминают старые итальянские постройки.
Пристань была украшена грифонами, римским фонтаном и решеткой с орнаментом. Флигели, конный двор и кузница дополняют марфинский ансамбль и вместе с дворцом и парком составляют единое целое. Были реконструированы и фасады Петропавловской церкви с использованием архитектурных мотивов Ренессанса.
Новым владельцем Марфина стал сын Софьи Владимировны и Никиты Петровича Виктор. 12 лет он провел на дипломатической службе, был секретарем посольства в Мадриде, чиновником Военно-походной канцелярии государя, поверенным в делах при правительстве Греции.
В последующие годы Виктор Никитович занимал должности помощника статс-секретаря, товарища министра юстиции, министром юстиции. Он принимал участие в комитетах по крестьянской реформе, а в 1860-м году был назначен председателем редакционных комиссий, вырабатывавших Положение о крестьянах, и стал во главе реформы по отмене крепостного права. При этом он оставался противником крестьянской реформы. По окончании работы комиссии граф Панин был удостоен высшей награды государства Российского — ордена Святого апостола Андрея Первозванного с рескриптом «за огромные и полезные труды».
Последней владелицей Марфина была внучка Виктора Никитовича Софья Владимировна Панина. Яркая личность, она окончила женские курсы в Петербурге, много занималась благотворительностью. На её средства в Петербурге был построен Лиговский народный дом, организована биржа труда. В мае 1917 года Софья Владимировна была избрана в ЦК партии конституционных демократов (кадетов) и занимала должность товарища министра государственного призрения в кабинете Временного правительства, затем товарища министра народного просвещения, была депутатом Петроградской городской думы. После октябрьского переворота графиня Панина была арестована и предана суду. Но революционный трибунал не смог сформулировать обвинение и Софью Владимировну отпустили. И в 1920 году она оказалась в эмиграции.
Декретом Советского правительства в 1918 году усадьба Марфино была национализирована. К этому времени усадебный дом был сильно разрушен, пострадали и другие усадебные постройки.
В 1919-1923 годах здесь размещалась детская колония для московских беспризорников, которую возглавляла Наталья Розенель, жена наркома просвещения А.В. Луначарского. Во время производственной практики в сохранившихся зданиях жили студенты сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева.
В 1923 году на территории усадьбы разместился дом отдыха промкооперации Московской губернии, а с 1930 года – дом отдыха «Красный лётчик» ВВС РККА. В начале войны в Марфино находились формирования трудового фронта, которые строили оборонительные рубежи под Москвой.
Затем – штаб 64-й Отдельной морской стрелковой бригады Тихоокеанского флота, а в 1942 году – военный госпиталь.
С конца войны и до 1948 года усадьбу занимал военный санаторий профилакторий для офицерского состава Вооруженных Сил СССР, переформированный в военный санаторий ВВС Московского военного округа. В настоящее здесь располагается Центральный военно-клинический санаторий.
В 1989 году оба марфинских храма были переданы Московской Патриархии. В августе 1989-го возобновилась служба в летнем храме Рождества Богородицы, а 1990-м – в Петропавловском. Всё это время в храмах ведётся реставрация. Проблема в том, что не сохранилось никаких чертежей, по которым можно было бы восстановить их первоначальный интерьер. Сохранились лишь фотографии иконостаса Рождественского храма. Художники-реставраторы работают по наитию, подбирают и варьируют то, что по архитектурной мысли здесь могло бы быть.
В Марфино большая площадь и ещё много интересных зданий, которые не реставрируется и неизвестно, что с ними будет. Наверно разрушатся…..
Почитать было интересно. Спасибо.