Десять заповедей для Москвы
На улицах столицы появились баннеры с цитатами из Библии. Естественно с текстами Десяти заповедей/ С заповедями, основополагающими, незыблемыми, универсальными для любого государственного устройства от сотворения мира до наших дней.
Владимир ХАБЛОВСКИЙ
Фото с сайта moskva.com
Римская империя игнорировала скрижали Моисея, жила по своим собственным. В итоге рухнула в соответствии с Апокалипсисом, пророчеством многоразового пользования, которое после Вечного Рима погубило не одну империю, в том числе несколько довольно крепких – Инков, Майя, Цинь и в скором времени, возможно, Российскую Федерацию – к тому идём.
Дивишься прозорливости московского начальства. Акцию осуществили как нельзя кстати: цитатники развесили до того, как столицу заволокло смогом. И тут возникает аллюзия с Вавилоном, разрушенным после того, как на стене дворца появились пламенеющие письмена: «мене, текел, перес». Или «упарсин» — это не принципиально, главное, что подействовало. Как видим, к пророчествам следует прислушиваться, а заповеди по возможности выполнять.
Вопрос – какие? Элементарные: «не курить», «не сорить»? Идеологизированные: «Пионер – всем ребятам пример» или «Моральный кодекс строителей коммунизма»? Боже сохрани! Есть проверенные временем установки, оказывающие такое же благотворное влияние на публику, как актуальная табличка «Береги лес от пожара!»
Насколько укоренились заповеди в общественном сознании можно проверить опросом. Знаете заповеди? Тогда назовите все десять, перескажите своими словами, по возможности близко к оригиналу.
Да, это задача посложнее, чем ЕГЭ по физике. 100 против одного, что основная масса его завалит.
Не надо ломать напрасно голову (задание сложное): даём подсказку на церковнославянском языке, без перевода. Что-нибудь другое – пожалуйста, а Заповеди должны быть на слуху и восприниматься внутренним ухом. Всё-таки богодуховный текст. Итак:
- А́зъ є́смь гсдь бг҃ъ тво́й, изведы́й тѧ̀ ѿ землѝ єгѵ́петскїѧ, ѿ до́му рабо́ты: ¦ Да не бу́дутъ тебѣ̀ бо́зи ині́и ра́звѣ Менє̀.
- Не сотворѝ себѣ̀ кумі́ра, и всѧ́кагѡ подо́бїѧ, єли͂ка на небесѝ горѣ̀, и єли͂ка на землѝ ни́зу, и єли͂ка въ вода́хъ подъ земле́ю: ¦ да не поклони́шисѧ ѝмъ, ни послу́жиши ѝмъ.
- Не во́змеши и́мене гсда бг҃а твоегѡ̀ всу́е.
- Помни день суббѡ́тный, є́же свѧти́ти єго̀: ¦ ше́сть дні̀й дѣ́лай и сотвори́ши (въ ни́хъ) всѧ͂ дѣла̀ твоѧ͂. Въ де́нь же седьмы́й — суббѡ́та гсду бг҃у твоему̀.
- Чтѝ отца̀ твоего̀ и ма́терь твою̀, да бла́го ти́ бу́детъ, и да долголѣ́тенъ бу́деши на землѝ бла́зѣ, ю́же гсдь бг҃ъ тво́й дае́тъ тебѣ̀.
- Не ѹбі́й.
- Не прелюбы̀ сотворѝ
- Не ѹкра́ди.
- Не послу́шествуй на дру́га своего̀ свидѣ́тельства ло́жна.
- Не пожела́й не позе́́́̀̀̀̀єгѡ̀, ни рабы́ни єгѡ̀, ни вола̀ єгѡ̀, ни осла̀ єгѡ̀, ни всѧ́когѡ скота̀ єгѡ̀, ни всего̀ єли͂ка су́ть ближнѧгѡ твоегѡ̀.
Самая популярная среди мелкой, средней, да где-то (выборочно) и крупной буржуазии заповедь «не укради», — на третьем месте от заду. А на последнем практически — то же самое наставление, но в развёрнутом виде: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего». Не заповедь, а предостережение от рейдерских захватов.
Категоричный тон наставлений не должен никого смущать: это не приказ, а руководство к действию, местами — информация к размышлению. Ну, как можно в современных условиях осуществить пункт четвёртый: «Чти день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его».
Словом, полный абзац: машину в гараж, велосипед на балкон, мясо в холодильник – никаких шашлыков не будет! Заповеди это или не заповеди? Или как ноты у Винокура, в которые он селёдку заворачивал: здесь играть, здесь не играть.
Но в целом идея замечательная. Жаль, нельзя вызвать на поклон автора. Церковь открещивается: это-де частная инициатива. С Лужковым трудно связаться – он срочно выехал в Австрийские Альпы подышать свежим воздухом. В таком случае к десяти существующим заповедям неплохо было бы приписать одиннадцатую – московскую: «спасайся, кто может!»