Под маской льва или Народ, надень очки!
На Голливуде не снимают сказки для детей, здесь делают бомбы для всей семьи, то есть блокбастеры – кино массового поражения…
Владимир ХАБЛОВСКИЙ
Фото с сайта kinopoisk.ru
В принципе и взрослые, и дети смотрят одно и то же — драки, стрельбу, погони. Есть ограничение, точнее, их два: подросткам нельзя показывать сцены насилия и голых тётенек, если фильм не заявлен как комедия. Моника Беллучи, Анджелина Джоли в соблазнительных позах, крупно, во весь экран – это забавней, чем учительница в туалете, да ещё в формате 3D! Смешнее — только через замочную скважину.
К слову о спецэффектах! Настоящее стерео, как и многие диковины, появилось в Китае: у местного императора был трёхмерный соловей, которого можно было не только послушать, разглядеть со всех сторон, но и пощупать. Жаль, дальнейшему развитию идеи помешали опиумные войны, навязанные англичанами. Китайцы, приученные к наркотику под дулом европейских пушек, убедились, что маленькая курительная трубочка превосходит по всем статьям тогда ещё не изобретённый кинематограф.
Стереоэффекты были известны художникам, которые называли себя живописцами, однако им и в голову не приходило создавать стереополотна, которые следовало разглядывать через специальные очки.
Путёвку в жизнь стереоидее дали киношники. 1922 год, первый фильм в 3D формате — «Сила любви». Актёры, бабочки, мухи, цветы – всё, как живое. Постель и ту, кажется, можно потрогать. Однако интерес к натуральным эффектам на удивление быстро погас? спец-очки полетели в корзину, где пролежали до 1959 года.
Фильм «За стеной» — тоже, наверное, представлял нечто пикантное, иначе бы вместе с очками при входе не раздавали бы пахучие бумажки, которые предлагалось нюхать в определённый момент. Принюхались. И как-то не очень подействовало. В противном случае не потребовалось бы прибегать к новым ухищрениям и на премьере мистического триллера «Дом на холме призраков» пускать в зал для полёта над головами реальный в рост человека скелет. А на другом ужастике «Тинглер» шокировать зрителей электрическими разрядами через предварительно подведённые к сиденьям провода. Это уже не просто 3D, а 3D low voltage.
Логично было вслед за электрошоком поразить публику резиновыми пулями – для вестернов самое то. Но до этого, слава богу, дело не дошло. Причина проста, как апельсин: Голливуд перестал выдавать массовке боевые патроны после того, как генерал Панчо Вилья, мексиканский революционер в 1916 году вышел из подчинения, перестал выполнять команды оператора: «мотор» — в атаку, «снято» — отбой – и напал на американский город Колумбус.
Два бравых генерала Паттон и Першинг гонялись за несостоявшимся актёром больше полугода, но Панчо Вилья был неуловим. Самое обидное, что кино из отснятого в полевых условиях материала не получилось, — батальные сцены пришлось переснимать в павильоне.
Стереокино как птица Феникс – умирает и оживает вновь. Очередная реинкарнация совпала с выходом на экраны фильма «Аватар», благодаря туземцам планеты Пандора. Продюсер (Стивен Спилберг) наградил их роскошными хвостами. И публику разобрало любопытство: захотелось с помощью 3D формата разглядеть эту пикантную деталь в подробностях.
El sueño de la razón produce monstruos — сон разума порождает чудовищ. Страннице Феклуше из пьесы Островского «Гроза» мерещились люди с пёсьими головами. Клайву Льюису, выдающемуся ирландскому и английскому писателю, учёному и богослову, автору Нарнии, привиделся весь языческий пантеон: фавны, сатиры, кентавры, нимфы, менады, крылатые лошади, гномы, гнумы, великаны, морские люди – всех не перечесть.
Голливуд занял среднюю позицию между Феклушей и Льюисом. У «фабрики грёз» всегда были сложные отношения со здравым смыслом. К тому же экран, даже с учётом третьего измерения не резиновый, поэтому чудовищ в экранизации «Покорителя зари» в два раза меньше по сравнению с первоисточником. О вместительности легендарного Ноева ковчега киношником остаётся только мечтать
Русский писатель никогда бы не отправил языческую нечисть в места не столь отдалённые: определил бы всю братию в какую-нибудь нехорошую квартиру в пределах Садового кольца.
Английский литератор, страдающий имперскими комплексами, жалости к своим не совсем правильным героям не знал. Расположил свою Нарнию у чёрта на рогах, закинул куда-то за и сегодня не близкую Австралии. Туда ни морем не доберёшься, ни самолётом, разве что через платяной шкаф или картину Айвазовского.
А стоило ли создавать воображаемую страну, чтобы на её примере в который раз доказывать банальный тезис о несовершенстве мира. Напрасные хлопоты. Но англичанину не докажешь, что монархия – это и в натуре, и в искусстве зло. Что у хорошего короля братец или идиот, как Фёдор Иоаннович, или отъявленный мерзавец, вроде Ричарда Третьего, а вроде бы все из одного из королевского теста сделаны. И юный принц Каспиан обречён хлебнуть со своим дядей Миразом горя, а вместе с принцем и вся страна должна умыться кровью.
Бедная Нарния! Прекрасная по климату страна, где звери не кушали друг друга, питаясь духом святым, пока здесь не появились люди — проникли не вполне легально и создали проблемы для местной живности. У животных, пусть самых фантастичных, скромные мозги устроены так хитро (хвала создателю Клайву Льюису!), что не конфликтуют с врождённым инстинктом самосохранения. А башковитый по определению человек, кажется, только тем и озабочен, как бы навредить себе и окружающим.
В одном далёкой Нарнии повезло: все пришельцы были из цивилизованной Англии, где принято соблюдать правила гигиены и своевременно делать прививки. Иначе в обширной британской империи, где никогда не заходит солнце, — о том, чтобы не умереть от какой-нибудь азиатской, африканской, американской заразы, завезённой из далёкой колонии, — нечего было и мечтать.
И в Нарнии, слава богу и мистеру Льюису, никаких инфекционных заболеваний среди людей и животных, да, кстати, и стихийных бедствий. Просто рай на земле, а не где-то там, непонятно даже где, если бы не конфликты, перерастающие в кровопролитные сражения. За всем, как известно, не уследишь!
Но кто-то должен следить за порядком и в критических ситуациях переходить на «ручное управление». Пушкин использовал для этой цели золотого петушка, Льюис – говорящего льва, одинокого, как перст или последний из могикан.
Странный зверь, по всем приметам холостой. То ли рассчитывает жить вечно, то ли разочаровался в династических институциях и надумал передать власть законно избранному преемнику. Наделённый неограниченными полномочиями, лев сосредоточился на спасательных операциях: кому помочь в борьбе со стихией или с деструктивными элементами – он тут как тут.
Зрителю, не читавшему Клайва Льюиса, невдомёк, что лев Аслан в недавнем прошлом имел богатую креативную практику. Он (цитируем Льюиса) сын Великого Императора (что ли от мамы львицы?), появился на Рождество, отдал себя во искупление чужой вины на поругание и смерть; вернулся к жизни (воскрес) и не обижается, когда его называют ягненком или агнцем божьим. Кроме того, Лев — создатель Нарнии, её обитателей и всего, что к ней относится. Он обязан явиться жителям в случае Армагеддона!
Наконец-то! Слово сказано, и нет никакой загадки – под маской Льва скрывается Спаситель Нарнии, Мессия! Непонятно только, зачем понадобилось выставлять его в звериной шкуре? Какая необходимость в том, чтобы ходить в народ и пугать пёструю толпу сатиров, нимф, кентавров страхолюдной внешностью?
Есть два предположения. Лев не уверен в том, что всё сотворённое им сделано хорошо, а посему нуждается в мониторинге, чтобы не прибегать к радикальным мерам, как-то: потоп, египетские казни и (полный пипец) апокалипсис.
Кроме того, за драконом нужен глаз да глаз: как бы у него не выросли дополнительно ещё две головы (были случаи в мифологической практике). Тогда он с его способностью к левитации станет наглядным воплощением троичности, второго по популярности (после воскрешения из мёртвых) догмата, широко и успешно применяемого во многих религиях, начиная с Древнего Египта.
In nomine patris et filii et spiritus santis! Amen!
«…братец или идиот, как Фёдор Ионанович…»
Хабловский, и чем Вам этот царь не угодил-то? Может, понапутали, имея в виду Юрия Васильевича, глухонемого братца Грозного?
Перепутывать — разрешается!..