Патентованное ОКО
Создатель системы электронного мониторинга «Всевидящее ОКО» предприниматель Александр Земсков получил патент на своё изобретение: «Способ определения местоположения объекта на территории». О том, как протекал процесс патентования и какие из него можно извлечь уроки, изобретатель рассказал нашему журналу…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора
— Александр, в какой момент возникло понимание, что эту вещь надо патентовать?
— Отличительная особенность моего метода в том, что под территорией подразумевается любое закрытое помещение, куда «не достают» спутники. Всё, что под крышей, в том числе шахты. Причём без использования систем GPS и ГЛОНСС и с достаточной точностью: последнее достижение – точка на карте диаметром 50 м, в которой со стопроцентной вероятностью находится объект. Это – с расстояния до 30 км. Чем расстояние меньше, тем показатели точнее.
Поняв, что с мире ничего похожего нет, стало понятно: путь в Роспатент. Поскольку мир – дорогая вещь, решил ограничиться Россией. Тем более заявку мирового масштаба публикуют в международных изданиях, после чего её судьба становится непредсказуемой. В США есть агентство, которое «автоматом» переводит подобного рода информацию и патентует изобретение – на всякий случай.
— Недавно я был на семинаре, где рассказывали, что за границей патентуют гораздо быстрее, чем у нас…
— Если что-то простое, то да. Первая моя заявка лежит в Роспатенте уже четыре года и конца-края не видно. Поэтому вторую заявку я подавал как евразийскую. В тот же Роспатент, но – в другое окошко. Там более жёсткие требования, но и сроки рассмотрения – тоже. И всё рано до получения патента прошло два года. Полгода – рассмотрение заявки, полгода – присвоение исходящего номера, и год – на то, чтобы послать мне два письма с вопросами и получить ответы. Правда, оба вопроса были по существу дела.
— Каких затрат эта процедура потребовала?
— Хочу предупредить тех изобретателей, которые собираются что-либо запатентовать: нужно понимать экономическую целесообразность этого дела. Готовы ли они в дальнейшем через суд отстаивать свои права? Речь не о тех, кто работает в НИИ, где патентными делами занимаются специальные люди, а о предпринимателях. Не готов бороться – изобретай для себя и живи спокойно. Достаточно ошибиться в заявке «в одной запятой» — и она по формальным признакам не будет принята. Но тут же найдётся другой человек, который поправит эту запятую и подаст заявку от своего имени. Ведь каждый патент эквивалентен некой сумме денег, иногда – очень большой.
— Что нужно сделать, чтобы все запятые оказались на месте?
— Я заплатил за предварительное исследование, за составление документов и за ведение дела патентному поверенному, который, подобно нотариусу, имеет персональный регистрационный номер. На круг с небольшими обязательными платежами вышло около 50 тысяч рублей.
— Затем можно заключить с патентным поверенным договор, чтобы он отслеживал неправомерное использование вашего изобретения?
— Нет, патентный поверенный является экспертом в своей сфере, в том, чем один патент отличается от другого. Для отстаивания интересов лучше нанять адвоката – специалиста по авторскому праву и организацию, которая будет искать нарушителей. Вообще-то нарушителей авторского права ищет сам автор.
— Как я понял, у вас какие-то нарушители уже найдены, может быть, они и не догадывались, что ущемляют чьи-то законные права?
— Конечно. Но чтобы получить с них деньги за использование изобретения, пришлось разрабатывать целую стратегию. Самое простое – подать заявление в милицию, но есть такие вещи, в которых и патентный поверенный не сразу разберётся, не то, что милиционер.
— Хорошо, получите вы деньги за использование своего изобретения – по суду или законным порядком – что дальше?
— Деньги – не конечный результат, а всего лишь средство продолжить работу над другими изобретениями. А именно: мониторинг пожарных при тушении пожара. Система позволит штабу видеть, кто из пожарных где находится в условиях сплошного задымления в незнакомой ситуации. Второе применение системы – создание нормальных браслетов, которые используются для слежения за людьми. Не таких, какие сегодня часто показывают по телевизору: у человека что-то висит на ноге. А установленный у него дома специальный прибор — не показывают.
Всё устройство с элементом питания у нас не будет превышать размера детских часов. И — гораздо более надёжным.
— От каких ещё рисков следует поберечься изобретателям?
— Изобретения, как и деньги, «любят тишину». Нельзя о них рассказывать где бы то ни было, тем более в незнакомых компаниях или, скажем, при родственниках жены. У нас немало грамотных людей, способных ухватить идею и запатентовать, как свою.
Хочу поздравить создателя очень перспективного прибора «Всевидящее ОКО» Александра Земскова, пожелать ему дальнейших успехов и подтвердить, что изобретатель-одиночка самая лакомая добыча для промышленных хищников, а автор идеи — для всякого доброжелателя.
Зачастую патентование равносильно тому, что тратить собственные деньги на то, чтобы отдать свое кровное чужим недобрым людям, естественно,без претензий на благодарность.
Спасибо Ильицкому за интересный материал.
За исключением одного — прежде чем Патентовать — подумай, как защититься и получать деньги!
До Патентования я 15 лет работал в структурах развития, дошел до директора по развитию (плоды моих тренеровочных безвозмездных трудов окружают Вас и как минимум раз в 2 недели вы ими пользуетесь) и реально осознаю, как бы я себя обманул!
Был такой дядька — Никола Тесла. Много хорошего показал людям, но еще больше НЕ показал, т.к. не мог это «монетизировать». Он про будущие разработки даже черновики не вёл!
В ближайшие дни Вы сможете не только с сайта скачать программу для мобильника, но и прям из маркета своего телефона — а деньги мне спишут -с Вашего счета!
Спасибо Владимиру,за статью!