Хранить и… не показывать!
В 1977 году календарь праздников пополнился еще одним: на 18 мая был назначен Международный день музеев. В этот день музейные работники отмечают свой профессиональный праздник, а все музеи мира принимают посетителей без входной платы…
Алла УРАЛОВА
Полемические заметки
На XI конференции Международного совета музеев (ICOM), которая проходила в Москве и Ленинграде, представитель российской стороны, директор Музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина. Антонова предложила каждый год отмечать день музеев. Предложение было принято, и с 1978 года более чем в 150 странах большие и малые музеи 18 мая устраивают день открытых дверей, проводят необычные выставки, концерты.
По мнению президента международного совета музеев Жака Перо, «музеи должны занять место в сердце общества и быть открытыми общественности». Считается, что через музеи общество выражает свое отношение к историко-культурному наследию. Собирая и храня памятники материальной и духовной культуры, музеи ведут научную и просветительскую, образовательную и воспитательную работу.
С этим трудно спорить. Другое дело, как они её ведут.
Музейные коллекции пополняются постоянно. И это закономерно: каждый вчерашний день становится историей, каждый новый день рождает произведения искусства. Музеи такого масштаба как Эрмитаж или Лувр обладают несметными сокровищами, собиравшимися веками. И большая часть их лишь от случая к случаю выставляется на всеобщее обозрение, а остальное время хранится в фондах.
Музейщики объясняют это нехваткой музейных площадей. Площадей действительно не хватает и не только Эрмитажу.
Наш мытищинский историко-художественный музей ютится в восьми залах. При этом множество интересных экспонатов находятся в маленьком хранилище, а коллекции разрастаются год от года.
Многолетняя кража экспонатов из эрмитажного хранилища показала, что в крупных музеях количество единиц хранения уже не поддается точному учёту, описанию и определению ценности в денежном эквиваленте. Даже при хорошо организованной охране хищения неизбежны.
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сказал, что считал музейных работников неспособными к хищению вверенных им ценностей. Увы, музейщик тоже человек, к тому же с весьма скромной зарплатой, а вокруг столько неучтенных ценностей…
Конечно, на всемирно известное произведение искусства, входящее в постоянную экспозицию, вряд ли кто покусится, но на плохо учтённые фонды с пусть не шедеврами, но вполне достойными предметами старины – отчего же нет?
Кстати, кражи в Эрмитаже имели место и задолго до этой, нашумевшей Как-то в газете были опубликованы откровения инженера, подрабатывавшего таксистом в 1980-е годы. Он возил в Эрмитаж заезжего грека. У служебного входа охраны не было, и они благополучно дошли до реставрационной мастерской, где работал интересовавший грека художник.
Этот «служитель прекрасного» вынес греку нечто, завернутое в газету, а тот выдал ему пачку долларов. Потом все трое отправились в ближайший ресторан отмечать сделку. Сидели долго, выпили хорошо. Ближе к шести вечера грек ушел, а расслабившийся было художник вдруг вспомнил, что не запер мастерскую. Вместе с инженером-таксистом они помчались в Эрмитаж. У служебного входа не было ни души, а на мольберте в незапертой мастерской стояла реставрируемая картина. Это была «Даная» Рембрандта!..
А теперь на минуточку представим, что было бы, если бы во время отсутствия реставратора кто-то «поинтересовался» картиной.
Так имеет ли смысл расширять музейные коллекции до бесконечности, не умея при этом обеспечить их надлежащее хранение? А имеет ли смысл хранить в фондах то, что можно было выставить в музейных залах? И зачем собирать в одном огромном музее всё, что имеет хоть какую-то музейную ценность, заведомо зная, что многие из этих вещей никогда не будут выставлены?
И дело не только в том, что музейных площадей не хватает, но ещё и в том, что музейные экспонаты имеют разную ценность. В залах выставляют наиболее ценное. Предметы второго эшелона хранятся в фондах, изредка покидая их для тематических выставок или не покидая вовсе. И как это согласуется с просветительской, образовательной и воспитательной работой? В эрмитажных фондах сформировались уже целые коллекции, никогда не выставлявшиеся на всеобщее обозрение.
Может быть, имеет смысл не увеличивать до бесконечности музейные площади крупных музеев (Эрмитаж и сегодня за неделю не обойдешь), а организовывать побольше малых музеев, и не только в столицах.
В провинции люди не менее нуждаются в просвещении, образовании и воспитании на примерах исторических ценностей и произведений искусства. А музеев чуть отъехал от Москвы и Петербурга катастрофически не хватает.
Согласно нормам в городе, по численности населения подобном Мытищам, должно быть не менее 15 музеев. В наличии имеется чуть больше половины, и это далеко не худший результат. Во многих городах и того нет.
Повсеместно распространена практика пополнения именно крупных музеев и нередко в ущерб интересам местных. На территории Мытищ неоднократно проводились археологические раскопки, и лишь малая толика находок нашла свое место в местном историко-художественном музее.
Приходится констатировать, что, сформировав экспозиционное ядро своей коллекции и отложив для выставок еще некоторую толику экспонатов, крупные музеи консервируют то, что с радостью выставили бы музеи поменьше, а тем более нестоличные. В подобных действиях собаки на сене какой-то смысл, вероятно, есть, но уж точно не тот, который декларируют музейщики всего мира.
И для чего тогда собирать и хранить, если не выставлять? Процесса единого ради? Для светлого будущего? Или для грабителей?
Создай СВОЙ музей — всё будет ОК!