Любимый инфант нации

Люди, годы, жизнь, Путешествия; Воскресенье, Май 15, 2011

Генрих Мореплаватель или же, что одно и то же, дон  Энрике Навигатор любим португальцами, как ни один из королей прошлого. Королём он не был да и вряд ли, будучи инфантом, то есть не первым из принцев, мог им стать…

Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора

Так что называть его одним из шести королей, похороненных в Баталье, в монастыре Санта-Мария да Витория,  не совсем корректно. Каждый из них в своей мере стимулировал строительство, начатое Жуаном I, но, великолепный «памятник средневековой архитектуры», так и не был завершён.

И «наш инфант» в виде бюста на невысоком постаменте с холодной серьёзностью взирает на этот долгострой. Ни рук, ни ног… Шапочка и (стальной) воротник «свитера» делает его похожим на лыжника.
Только вот поверх «лыжного костюма» надеты доспехи. Плечевые накладки кирасы изображают, «заимствованные» с государственного флага крепостные башни (кастильские), а одна из накладок – похожа на лилию французских королей. Откуда вдруг?

В европейской традиции лилия, олицетворяет, в частности, вдохновенную любовь к богу. А Генрих был истым католиком.

Возможно, впрочем, эта слегка изменённая (относительно изображённой на флаге) лилия была скопирована изготовителем лат. Известно, что один из братьев Генриха – Педро, прозванный Путешественником, исколесивший всю Европу, привозил кое-какие сувениры и Генриху. Например, редкие в у пору и крайне дорогие  географические карты, которые инфант досконально изучал.

Во второй части «Дон Кихота» рыцарь печального образа клянётся «никогда не отдыхать и ещё добросовестнее, чем инфант дон Педро Португальский объезжать все семь частей света», дабы расколдовать Дульсинею…

Поворотным пунктом в сознании Генриха стала военно-морская операция по захвату североафриканского г. Сеута. За Геркулесовыми столбами в Средиземном море это ближайший город на мысе Альмина.

Формальным поводом  для нападения на Сеуту стала защита судоходства.  К тому же, как и в случае с каталонцами, португальские бароны  грезили о рыцарской славе и богатстве, добыть которые кроме как в войне, по их понятиям, было негде.

Повод поводом, но на завоевательный поход следовало раскошеливаться. И зачастую королям приходилось упрашивать своих баронов, а те, «как ни странно», — упирались. Ведь одно дело мечтать о сражениях, а другое – самому в нём участвовать. Мавры Сеуты являлись опасным противником, а сам город – крепостью.

Сеута. Фото с сайта klushev.ru

Ряд источников указывает, что именно 21-летний Генрих возглавил операцию, другие  об этом умалчивают. Скорее всего, общее руководство осуществлял сам король или кто-то из его старших братьев, более искушённых в военном деле, а инфант возглавлял вверенные лично ему подразделения.

Как бы то ни было, он смело сражался и был ранен, но, в общем, всё для португальцев прошло, как по нотам. Мавры проспали их утреннюю атаку. Август, жара, в такие дни умные люди сидят на даче.

Рыцарь без страха и упрёка

Фактически Сеута, принадлежащая сегодня Испании,  являлась крупной оптовой базой, куда доставлялись (в том числе караванами через Сахару) едва ли не все восточные товары – от «валютных» пряностей, то дефицитных тканей.
Её захват «неверными» означал полное прекращение поставок, хотя не исключено, что  отдельные купцы, используя ситуацию, смогли приумножить капитал.  Но – чем больше риска, тем выше цена импорта.
Короче, выгода от приобретения Сеуты оказалась призрачной…

Получив город в своё единоличное управление, содержать его и благоустраивать Генрих не мог. И Жуан I был вынужден отписать для этих целей собственные доходы от северных земель королевства.

Порту. Шикарный памятник Генриху

Но что делать в этой ситуации баронам? Наиболее активные стали снаряжать корабли для исследования прибрежных вод Атлантики. Их примеру последовал и инфант. Открытие Мадейры и Азорских островов укрепило его желание продвинуться как можно дальше и, возможно, обогнув Африку, найти путь к сокровищам Индии.

Определённые возможности для этого у него уже были. Отец назначил его Верховным Магистром Ордена Христа, то есть спасённого от уничтожения рыцарского Ордена тамплиеров, фактически самой богатой на тот момент общественно-политической организации. Странно сегодня слышать от академиков о полном уничтожении тамплиеров.

Новый король и по совместительству писатель — Дуарте Красноречивый, старший брат Генриха, расширил его полномочия касательно африканской экспансии, вплоть до того, что именно Генрих получал пятую (королевскую) долю от всех ввозимых его кораблями заморских товаров.

Согласился Дуарте на предложение Генриха и другого брата Фернандо напасть на марроканский Танжер, чтобы именно там, на океанском побережье, за Геркулесовыми столбами, была создана база для «исследовательского флота» Португалии.
Два других брата высказались против этой затеи. Но Дуарте сказал «Быть по сему!» — и грянул новый военный поход.

Он оказался неудачным, как и два последующие, организованные уже  королём Афонсу V, сыном Дуарте. Ни славы, ни богатств Генрих не обрёл, а Фернандо, оставленный у мавров  заложником, так и умер в плену.

Со смертью Дуарте в братском семействе начался раздрай. Даже набожный Генрих поддался искушению заполучить королевский трон. Богатому да неженатому – чем ещё заняться, если не рулить страной?

Склока закончилась со смертью  Педро.  Неутомимый собиратель географических карт  угодил в ловушку и был убит. Генрих, сменив доспехи на власяницу, окопался в своей резиденции в  Сагреше, где к тому моменту уже действовали основанная им мореходная школа и обсерватория.

Португальцы, вперёд!

С этого момента его интересовали только морские экспедиции, развитие географической науки и кораблестроения. Португальские каравеллы стали лучшими кораблями XV века.

На открытке, купленной мной в Порту за 50 центов, изображёно керамическое панно, а на нём – постаревший инфант, в задумчивом одиночестве сидящий на камнях – надо думать, на морском берегу. В правой руке – устало опущенная на колени карта, левая – безвольно возлежит на камне.

Инфант на своём троне – иного не будет, но неведомая сила толкает его мысль вперёд, и подчиняясь ей, выходят в Океан каравеллы, ведомые смелыми или не очень смелыми капитанами.

Благодаря Генриху в конечном счёте Португалия получит всё то, к чему стремилась —  новые земли, пряности и рабов, серебро, золото и алмазы. Инфант заложил основу для превращения деревенского королевства в мощную Империю. Да, как и все империи, она  постепенно растеряла  нажитое и завоёванное, но может быть, величие не исчезает вовсе, а только меняет формы.

Одной из таких «форм» стал великолепный Монумент первооткрывателям, поставленный на берегу Тежу на avenida de Brasilia в 1960-м — к 500-летней годовщине смерти Генриха.

Каменная 52-метровая каравелла на всех парусах мчится через Атлантику. На её носу – сам инфант с макетом корабля в руках, за его спиной «по бортам» изображены те, кто внёс наибольший вклад в дело освоения мира, в основном почему-то (нет-нет, исключительно по замыслу Бога!)состоящего из солёной воды.

Как бы восходят на палубу не какие-то театральные персонажи, а реальные люди, удостоенные персонального памятника в этом сводном экипаже.

Здесь не только знаменитые капитаны, но учёные, воины и миссионеры. На сайте portugalez.ru  многие  из них  «расшифрованы», указаны их дела, открытия  и подвиги.

Фото из журнала GEO

На площади позади монумента  выложена мозаикой карта мира,  места и годы географических открытий, сделанных португальцами в XV-XVI веках. Прямо по этому «миру»  мы и ступаем – кто с восторгом, кто с завистью, кто с удивлением, но никто — с равнодушием…

Tags: , , , , , , ,

3 комментария to “Любимый инфант нации”

  1. Ну, я

    «… будучи инфантом, то есть не первым из принцев…»
    Прошу прощения за вредную придирчивость, но «инфант» означает просто «принц», безотносительно его статуса среди прочих принцев!

    #9031
  2. Виктор Чаркин

    А мне понравился молодой человек, дующий в раковину. Вот была у людей фантазия!

    #9263
  3. ГлавВВред

    Побывал в португальской крепости в марокканской Эссесуэре, отремонтированной французским фортификатором…

    #90304

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит