АрхМосква-2011. Заметки одинокого импрессиониста

Люди, годы, жизнь; Воскресенье, Июнь 5, 2011

Не претендуя на полноту и точность информации, поделюсь впечатлениями об АрхМоскве 2011: список лауреатов уже опубликован на новостных сайтах, так что тратить на это биты и байты нет смысла…

Анна ГОРБАЧЁВА
Фото автора

В общем, сплошной импрессионизм. К сему три цветные  микроглавы:
• Легко ли быть футуристом
• Духоподъёмное Сколково
• Синий богомол

Почему импрессионист одинокий? Да потому, что никто из моих друзей-архитекторов так и не вырвался в этом году на АрхМоскву. Повзрослели, заматерели. Рады бы припасть к источнику концепта, да грехи не пускают: у кого выпуск, у кого заказчик лютует, у кого ребёнок в МАРХИ к просмотру готовится, мамку требует. В общем, в субботу все оказались приклеенными к рабочим местам, и одна я, свободная, типа, журналистка, рванула на Крымский вал.

Мы повзрослели, выставка тоже повзрослела – очевидно, вместе с нами. АрхМоскве уже стукнуло 16, и это заметно. Совсем взрослая стала выставка, а чему удивляться? Гайдар (Аркадий) в 16 лет полком командовал! Прелесть АрхМосквы в противовес акадмически-конъюнктурному «Зодчеству» всегда заключалась в изрядной доле хулиганства.

Юными и неформальными выглядели в этих стенах даже седые и маститые архитекторы. На всех лежал отблеск эпатажной жёлтой кофты Маяковского, ощущалась здоровая наглость конструктивистов, прущих напролом к небесам по траектории башни Татлина и нежелающих признавать бесплодности попыток.

Нынче вся экспозиция, затиснутая между плотными рядами художественно-коммерческих ларьков, выглядит на удивление солидно и однозначно. Даже инсталляции эпатажного, вроде бы, толка, оформлены весьма щеголевато. Вот, к примеру, объект Московского архитектурного общества, который в официальной прессе называют «полемическим и задорным». С явной отсылкой к фанерной эстетике первых пятилеток – а выглядит, как картинка из глянцевого журнала!  (снимок зарядье)

Кстати, о глянце. Организаторы, похоже, открыто признали наличие тенденции, разместив на фасаде ЦДХ, прямо рядом с названием выставки, исполинские портреты отечественных суперзвёзд от Чулпан Хаматовой до Туты Ларсен. Это, с их точки зрения, «АрхАнгелы», покровительницы московской архитектуры и символы русской красоты. Или загадочной русской души?

Но полно ворчать – понятно, что раньше вода была мокрее. Всё равно ежегодное посещение архитектурной Мекки много чего даёт. Если уж не толчок мозгам, то как минимум кусочек кайфа от смешения экзотических форм, цветов и материалов, которые присутствуют здесь в высокой концентрации.

Например, мимо презентации музея коньяка уж никак не пройдёшь – очень уж красиво и вкусно.

Насчёт того, что это коньяк, узнаёшь из подписи, а сначала видишь изящный проволочный остов и всякие замечательные коряги. Приятно было потом узнать, что этому объекту — Музей коньяка в Калининградской области (Totement/ Paper) — дали диплом первой степени.
Похоже, «проволочная» архитектура становится модной формой подачи. Возле прозрачного корпуса новой модели рэнж ровера  всё время толпился народ. Мечтать не вредно!

Трудно не согласиться с жюри и в оценке мебельных изысканий в разделе Next International.  Лучшей экспозицией названа выставка бюро anOtherArchitect.

Это «бумажного» вида смешные стулья, которые напоминают модели многогранников из школьной геометрии. Фишка в том, что они реагируют на пользователя: датчики движения фиксируют вхоящего и направляют на него цветной прожектор.  Архитектор Даниэль Дендра объяснил идею так: «Человек всегда в центре любого проектирования!» Похвально.

Из мебельных идей популярностью пользовался зал благотворительного проекта «Мы вместе». Авторами идей выступили питомцы элитной архитектурной школы «Старт», воплотили в материале их профессиональные дизайнеры. Тема — особая мебель для детей-сирот из Конаковского дома ребенка.

Почему, правда, сиротам полагается пользоваться какой-то особой мебелью – неясно, но «за попытку спасибо». 

На надувных креслах с удовольствием резвились дети-несироты вместе с родителями, так что, наверное, авантюра всё-таки удалась.

По ходу просмотра меня как импрессиониста впечатлили две идеи. Первая – в разделе Эко Город: мобильный жилой комплекс в Истре, где предлагается организовать комфортную жизнь в трейлерах. О, как близко это сердцу несостоявшегося путешественника!

Dторая называется «Новая земля», имеется ввиду превращение Москвы в этакий слоёный пирог. В фантастике я такое уже встречала – верхний город, нижний город, подземный город для низших каст…

А есть ещё идеальный город Сколково – для особо мозговитых и продвинутых. Этому средоточию имперских амбиций было отведено лучшее место при входе на выставку. Про этот загадочный проект, который у всех на слуху, рассказал в своей лекции на АрхМоскве кандидат искусствоведения, член градостроительного совета проекта «Сколково» Григорий Ревзин. Парадокс в том, что  при всей раскрученности Сколкова никто не сможет внятно ответить на простой вопрос «А что это такое?»

Включая членов звёздного градостроительного совета, среди которых сплошь лауреаты архитектурных наград мирового уровня. Казуо Седзима, Пьер де Мерон — лауреаты Притцкеровской премии, Дэвид Чипперфильд, Рэм Колхас. Ослепнуть можно от блеска. Процитирую одно из интервью с Ревзиным, которое практически дословно совпадает со вступлением к его лекции на АрхМоскве:

— Мое общение со «Сколково» началось с того, что, когда на разработку его генплана проводился градостроительный конкурс, русских архитекторов не позвали, а пригласили к участию только западные компании. Я написал об этом статью, по жанру возмущенную такую. После этого сити-менеджер «Сколково» Виктор Маслаков предложил мне привлечь к строительству русских архитекторов. Так я вошел в Градостроительный совет «Сколково».

Фото с сайта archi.ru

Ревзин всячески подчёркивает, что градсовет Сколкова решает исключительно архитектурные вопросы, не вдаваясь в политику. При этом изрядное количество времени потратил на то, чтобы всё-таки попытаться определить функцию будущего наукограда. Или инногорода? Ни то, и ни другое.
Вряд ли можно назвать наукоградом посёлок с населением в 30 тысяч яйцеголовых и с тройной-четверной-пятерной направленностью (тут тебе и медицина, и компьютеры, и космос, и, возможно, ядерные исследования). Это нечто невиданное, неизвестный науке зверь.

Фото с сайта dubna.ru

Почему было не попытаться вложить средства в какой-то из уже построенных городов, действующих научных центров – те же Дубну или Троицк, вопрос не для средних умов.
В итоге лектор сказал, что Сколково изначально имеет выставочные функции, этакое торговое представительство российской науки вблизи столицы, поэтому вполне логично начать с архитектурного образа. А не с бизнес-плана, как это обычно делают на западе при проектировании университетских городов.

Характеризуя образ, отражённый в представленных на конкурс проектах планировки, Григорий Исаакович употреблял термины «суггестивная» и даже «духоподъёмная» архитектура.
Впрочем, какой она будет после воплощения в объёмах, судить пока трудно. Главное, чтобы не получилось «лоскутного одеяла» из за слишком большого количества звёзд на единицу площади. Риск велик, потому что попытка русификации проекта привела к почти анекдотичной ситуации.

30 мая Сколково объявило конкурс среди российских архитекторов на застройку инновационного города.
При этом импортные члены градсовета под шумок уже разделили между собой территорию посёлка в рамках победившей концепции планировки (авторы — французкая фирма AREP).. И теперь договорились, что каждому звёздному зодчему дадут возможность определить концепцию своего «кластера» и запроектировать 30 процентов объёмов. А 70 процентов выставят на конкурс, в котором участвуют только российские архитекторы.

Думаю, у нас есть все шансы удивить мир. Как написано на плакате при входе на экспозицию – «Давно мы не строили идеальных городов…»

«Город под названием Испания» — это экспозиция на АрхМоскве в рамках Года Испании в России. Третья глава будет совсем короткой,  про Испанию в прозе не расскажешь, выложим – небольшую галерею.
 Очень весёлая получилась экспозиция, отдых для души, именины сердца. Глава называется «Синий богомол» из-за абстрактной скульптуры, которая мне, жительнице города Мытищи, исключительна близка по духу.

Иногородний читатель может набрать в поисковой строке Мытищи, памятник водопроводу, и увидит наш знаменитый «трёхчлен» на перекрёстке. Так вот испанцы, весёлые наследники Гауди, нас переплюнули! Их синий богомол вдвое выше – 30 метров. Смотрите, удивляйтесь, завидуйте!
Мигель Наварро, скульптура «Богомол», установлена в Мурсии в 2007 году.

Издательский дом в Сантьяго де  Кампастелла, автор Антон-Гарсия Абриль

Дворец цветущей черешни в Валье-дель –Херте, авторы Кристина Диас Морена и Эфрен Гарсия Гринда

Музей в Гранаде, автор Альберто Кампа Баэса

Здание Медиапро в аудиовизуальном кампусе в Барселоне, авторы Карлос Ферратер, Шавьер Марти и Патрик Женард

Мужик с камерой – творческий акт в рамках года Испании

Tags: , , ,

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит