Великий город на илистом озере
Последний день своего отпуска я решила провести в Ростове. Ростове Великом. Кстати, задумывались ли вы когда-нибудь о том, что всего два российских города удостоены чести называться великими – Новгород и Ростов? В первом из них я побывала пять лет назад, теперь пришло время посетить второй…
Татьяна БЕЛОВА
Фото автора
Группа таких же, как я, туристов-однодневок собралась возле бывшей Шереметьевской больницы (ныне института имени Склифосовского). Все дисциплинированно заняли свои места в автобусе, и прощай, Москва! А с нею — безоблачное небо и летнее тепло.
Через три с половиной часа мы оказались за двести километров от столицы, в иной климатической зоне и словно в другом веке.
Ростову Великому исполняется в следующем году 1150 лет. Он помнит правление Ярослава Мудрого, Юрия Долгорукого и князя-мученника Бориса, причисленного вместе со своим братом Глебом к лику Святых. На ростовской земле родились преподобный Сергий Радонежский и знаменитый богатырь Алёша Попович.
Неоднократно город посещал Иван Грозный. Причём не только царь, но и киношный персонаж, ведь именно в Ростове, в Кремле проводились съёмки знаменитой гайдаевской комедии «Иван Васильевич меняет профессию».
Правда, наше знакомство с древним городом началось не с Кремля, а со Спасо-Яковлевского монастыря, основанного в XIV веке святым Яковом. Выйдя из автобуса под гадкий моросящий дождь, мы побрели к белокаменным стенам.
За отведённое нам время я успела посетить самую старую в монастыре Зачатьевскую церковь (XVII век, более ранние постройки не сохранились), попить из целебного источника Иакова Ростовского и залезть по мокрым деревянным ступеням на высокую колокольню, откуда открывался потрясающий вид на монастырскую территорию и озеро Неро.
В деревянной часовне, построенной в 1996 году, находится «Яковлев источник». Говорят, вода из этого источника излечивает от многих хворей. Я её выпила. Не знаю, излечилась от чего-нибудь или нет, но по территории монастыря потом носилась как Energizer.
Далее нас ждал Кремль. Не имея оборонного значения, он изначально был предназначен для резиденции митрополита, поэтому второе его название — Митрополичий двор.
В Кремле рядом с Успенским собором располагается знаменитая ростовская звонница. Все колокола отлиты в XVII — XIX веках. Уцелели они при советской власти только благодаря личному распоряжению наркома Луначарского.
Самый большой колокол весит 32 тонны и носит звучное имя «Сысой».
Дождь продолжал лить…
Одинокому селезню, узурпировавшему кремлёвский прудик, это совсем не мешало, а вот, нам пришлось прятаться под зонтами.
В Кремле есть небольшая мастерская по изготовлению чёрнолощёной ростовской керамики. В процессе её производства поверхность подсушенных изделий заглаживают «лощилом», а затем обжигают в коптящем пламени.
Этот промысел просуществовал с XVI-го века до 50-х годов XX-го века, а потом медленно угас.
Теперь настоящие ростовские чёрнолощёные кувшины, горшки и забавные фигурки можно увидеть только в ростовском Кремле и в музее этнографии в Петербурге.
Другой местный народный промысел, известный далеко за пределами Ростова, это финифть — роспись по эмали прозрачными огнеупорными красками. Сложность её изготовления в том, что каждая краска имеет свою температуру плавления, а при обжиге меняет первоначальный цвет.
Лучшие образцы финифти представлены в музее, расположенном также на территории Кремля.
Если в VIII- XIX вв. ростовские мастера украшали финифтью церковную утварь и делали иконы (см. на фото – преп. Серафим Саровский и Марк Евангелист), то в XX в. «иконы» уже были советские: Ленин, Сталин, Ворошилов (на фото).
К сожалению, не всё в этот день запечатлела моя фотокамера.
Что осталось за кадром?
Во-первых, божественное выступление вокального ансамбля ростовского Кремля. Услышав красивое многоголосие и слова «Спаси меня, Мати, от вечных мучений…», я застыла от восторга, забыв про всё земное, в том числе про фотоаппарат.
Во-вторых, вкуснейший обед в ресторане «Теремок» с запечённым в горшочке мясом и грибами в сметане, солянкой и квасом. Здесь опять же, забыв обо всём, включая фотоаппарат, я беззастенчиво предалась чревоугодию…
После обеда нас повезли кататься на кораблике по озеру Неро. Это озеро – самое большое в Ярославской области. На дне его очень много ила, который, как гласит предание, скрывает несметные сокровища.
Летом 991-го года в водах Неро крестили местных жителей. Люди заходили в озеро группками, а между ними ездил на лодке священник и совершал обряд. Говорят, в ту пору крещение приняла лишь малая часть ростовцев, большинство предпочли остаться язычниками.
Какая вера сегодня у жителей Ростова Великого, и есть ли она вообще?
Живут здесь люди плохо и бедно, работы нет, улицы почти безлюдны. От былого величия осталось одно название. И это — буквально.
Наше судёнышко причалило к берегу, где, как обычно, туристов встречал Сашка-цыган. Он просил денег, и в глазах его тлела тоска.
А ещё я увидела ростовскую мадонну. На какое-то мгновение возле закрытых дверей полуразрушенного храма мелькнул её светлый лик…
Ну а нам пора было возвращаться в Москву. Москву великую и сытую.
«Кстати, задумывались ли вы когда-нибудь о том, что всего два российских города удостоены чести называться великими – Новгород и Ростов?»
А как же Великий Устюг и Великие Луки?
очень красивые фотографии, понравились 🙂
К юбилею Ростов Великий без концепции развития побережья!