Сербы мечтают о русских поездах
В феврале 2010 г. ОАО «Метровагонмаш» выиграл тендер на поставку в течение двух лет двенадцати дизель-поездов (в 2-вагонном исполнении) для Сербских железных дорог. На минувшей неделе мытищинское предприятие посетила делегация Сербских железных дорог под руководством генерального директора компании (недавно она была преобразована в ЗАО) Милована Марковича и Председателя совета директоров Зорана Анджелковича…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото В. НЕСТЕРОВА
Важность события подчёркивалась тем, что делегацию сопровождали журналисты Национальной телерадиокомпании и Национального агентства новостей Сербии. Гостей встречал генеральный директор ОАО «Метровагонмаш» Андрей Андреев, его первый заместитель Владимир Осеев и коммерческий директор ЗАО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) Шахрат Махмудов.
К этому моменту первый практически готовый поезд уже ждал сербов в 217-м цехе.
Прежде чем отправиться в цех потрогать машину своими руками, стороны провели переговоры по основной цели визита – поставка поездов в оговоренные контрактом сроки.
Мытищинцы заверили гостей, что в этом они не видят никаких проблем. Первый этап контракта был реализован вовремя. На днях дизель-поезд уйдёт на ходовые испытания, после чего должен будет также пройти сертификацию непосредственно в Сербии – фактически под европейские требования.
Будучи также генеральным директором ТМХ, Андреев напомнил участникам переговоров, что этот холдинг производит до 90 проц. подвижного состава для РЖД. Дизель-поезд для Сербии был создан, «отталкиваясь от рельсового автобуса РА-2», зарекомендовавшего себя положительно на многих железных дорогах России.
Неделей ранее потенциальные заказчики осмотрели и новый дизель-поезд, в конструкции которого были учтены все пожелания сербской стороны. Андреев не исключил, что многие из «опций», применённых на первом сербском поезде, будут перенесены на российский РА-2.
Хотя приезжавший недавно на Метровагонмаш президент России Дмитрий Медведев не увидел поезда в сборе, ему понравилось, как на предприятии организовано его производство.
Но самая главная задача, сказал Андреев, чтобы поезд понравился пассажирам Сербской Республики и машинистам, которые будут на нём работать. «Сколько будет стоить билет? – поинтересовался он. «Какую цену установит единственный владелец нашей компании, — государство», — ответил Маркович.
Дело в том, что социальная ситуация в республике – не самая благоприятная. Безработица среди трудоспособного населения составляет без малого 20 проц. Поэтому велика вероятность, что проезд по местным железнодорожным линиям на дизель-поездах сделают для начала бесплатным. Всё же транспорт в экономике любой страны – одна из ключевых позиций.
Маркович отметил положительное впечатление от совместной работы с мытищинцами. По его словам, 12 российских поездов – это достаточно большое количество: Сербские железные дороги давно ничего не покупали. При первой встрече возможных партнёров были сомнения – нужен ли сербам такой транспорт, «но — население требует!» В связи с этим сербская сторона хотела бы сократить сроки сертификационных испытания до минимума, правильнее сказать – ускорить их.
Дизель-поезд будет эксплуатироваться на железных дорогах с европейской рельсовой колеей шириной 1435 мм. При том, что база вагона осталась прежней, кузов – относительно РА-2 — сделали боле узким, вместо межвагонного тамбура использована импортная переходная площадка.
Рядом с санитарным блоком оборудовано в поезде и грузовое отделение – не только детские коляски и велосипеды можно здесь перевозить, но и более габаритные грузы.
Система отопления и вентиляции в кабине машиниста и в пассажирских салонах – также импортная, как и дисковые тормоза. Дизели – от знаменитой фирмы MTU.
Кстати, в ходе Санкт-Петербургского экономического форума ТМХ и Tognum AG (в её состав которой входит компания MTU Friedrichshafen GmbH) договорились создать СП по разработке перспективных дизелей различного назначения. Их производство – до 1000 шт. в год планируется организовать на входящем в ТМХ Коломенском заводе…
«Немецкий след» виден и в более широком контексте. Россия – второй по значению торговый партнёр Сербии (и основной поставщик энергоносителей), а Германия – первый, также как первый партнёр (и инвестор!) — для нашей страны…
Сербской делегации первый поезд понравился. Занявший кресло машиниста Маркович познакомился со всеми функциями системы управления, изготовленной «Метроспецтехникой» из Ростова, и запустил двигатель.
Отвечая на вопросы журналистов под аккомпанемент работающего дизеля, Андреев напомнил, что побороться за заказ мытищинцам пришлось с тремя европейскими производителями железнодорожной техники — испанским, хорватским и словацким.
По его словам, для этого конкурса Метровагонмаш смог предложить наиболее привлекательное соотношение цена/качество.
Важным моментом является выход предприятия на ещё не освоенный рынок Сербии. Как раз в то время, когда ЕС (в меньшей степени) и Россия (в большей) начали вкладывать деньги в развитие инфраструктуры этой страны. Естественно, железные дороги забыты не будут, наша страна поможет с их восстановлением…
На мой вопрос, удаётся ли превратить Метровагонмаш в полноценное сборочное производство, Андреев ответил утвердительно. В то же время он признал, что о хорошей рентабельности производства дизель-поездов говорить рано. Для этого надо выпускать не менее 50 вагонов в год — то есть 25 двухвагонников.