«Торжество сталинского ампира»
Так, по мнению некоторых СМИ, будет выглядеть «Подмосковный Арлингтон», строительство которого в Мытищах близится к завершению. Похоже, это наиболее точное определение, которое можно дать Федеральному военному мемориальному кладбищу (ФВМК)…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора
Всякая помпезность, на мой взгляд, говорит о том, что сталинизм с его всезнайством и самообманом, дурновкусием и любовью к массовым зрелищам в нашем обществе далеко не изжит. Ханская модель управления – главный сказал и все забегали, изображая рвение, — порождает монстров. ФВМК в этом ряду – не первый монстр и не последний.
Ориентиром нового кладбища справа от Осташковского шоссе служат две 30-метровые стелы (пилоны) из чёрного и красного гранита. Мозаичное панно в их нижней части уже готово, но – задрапировано, Почему эти «панно выполнено в технике флорентийской мозаики»? Образец, представленный на картинке возле КПП, приводит в недоумение. Да русские ли это плакальщицы так красиво скорбят?
Тёмная история, когда окончательную версию проекта представляли в Минобороны не его разработчики из «Моспроекта-4», возглавляемые Андреем Боковым, а председатель московского отделения Союза художников Сергей Горяев, тянется не первый год.
Первые утверждают: Горяев «совместно с генералами тыла» самовольно внёс изменения в проект, не только его испортил, но и присвоил авторское право.
Судебные разбирательства по этому делу, видимо, ещё продолжаются, но то горяевское панно, которое украшает главный зал административно-хозяйственного корпуса ФВМК, заставляет усомниться в художественной состоятельности автора. Ну, скорбящая женщина скопирована в Богородицы – куда ни шло. А вот воспаряющая душа почившего героя вызывает недоумение, как и композиция панно в целом.
К какой школе относится эта мозаика? Где, однако, Византия, из которой вышла Русь, как меньшая матрёшка из большей? Нет здесь ни канона, ни собственного художественного видения «предмета».
Чтобы покончить с мозаиками, представим и ту, что уже готова в одном из двух ритуальных залов. До боли знакомая красная кирпичная стена, средоточие власти (и, следовательно, силы) государства. Отсель бесперебойно исходят все благие порывы, грандиозные планы и приказы будущим героям — на свершение их подвигов.
По информации специалистов, следящих за качеством строительства, реализация проекта в основной своей части (без благоустройства) составляет 80 проц.
Отделочным материалом, а кое-где и конструктивом служит в основном китайский гранит и мрамор. Для своих героев собственного мрамора Россия не нашла, точнее, пожалела денег. Проект и так не из дешёвых – 4 млрд рублей.
Китайский мрамор, как и прочий ширпотреб, — гораздо дешевле. Почему дешевле – никого это не волнует, хотя и могло бы. Тогда бы блеск разрекламированного «китайского чуда» сразу бы поблек…
Площадь комплекса, разместившегося на землях Минобороны, составляет более 53 га. Протяжённость центральной аллеи «Славы, Памяти и Скорби» между западным и восточным входами — 2 км. Примерно в середине западной части – на так называемом главном перекрёстке — четыре чёрных куба символизируют немеркнущую славу Сухопутных войск России, ВМФ, ВВС и войск тыла.
Грудь державного орла на каждом кубе защищает щит с изображением Георгия Победоносца из «Чуде о Змие». Изображение – также не вполне каноническое, шлем у богатыря с «кисточкой», как у степняков.
Кстати, как мы помним, Св. Георгий вступил в бой без шлема, торопился сразить ворога. А змей – по основной версии – был с крыльями, иначе говоря, драконом, возможно, китайским. Ну, это мелочи. По крайней мере, не такой кич, как на Поклонной горе…
На кубах установлены вазоны, по бордюру которых пушена славящая надпись. Гореть ли в них будет Вечный огонь или колоситься цветы, никто пока не знает.
Дальше в востоку – четыре одинаковых павильона, в самом южном из них– лифт для спуска в поминальные залы, здание для них пока не достроено. Здесь на паллетах с серым гранитным камнем я обнаружил, что гранит – греческого происхождения. Вот кого надо было поддерживать материально в трудную минуту кризиса – единоверцев. Несмотря на то, что кризис у греков тянется уже 2000 лет…
Выходя из поминального зала, похоронная процессия вновь окажется на центральной аллее и по Мосту Героев перейдёт к одному из двух ритуальному залов.
Мост украсят 24 фигуры русских воинов разных исторических эпох, словно провожающих в последний пусть своего побратима. По некоторым сведениям, бронзовых фигур было сделано 30, чтобы генералы-тыловики отобрали наиболее удачные.
Восточную часть – именно там расположен некрополь – от западной отделяет мраморная арка. На ней повесят колокол, а своды украсят бронзовыми летящими журавлями.
По поводу количества захоронений в некрополе данные приводятся разные — от 30 до 40 тысяч. Здесь тоже – перед полукруглым пантеоном — поставят монумент скорбящей Родины-матери и КПП — исключительно для въезда VIP-персон.
Мать с телом сына (то есть «пьета») поместят в центр небольшого фонтана. Вот бы в него собрать слёзы всех матерей, чьи мужья и сыновья до сих пор лежат непохороненные…
По разным причинам сроки открытия ФВМК переносились несколько раз. Проект начали щедро финансировать только в 2008-м, а тут и кризис грянул. Сегодня речь идёт о декабре текущего года. Но даты называются разные – одна из них – 9 декабря, День героев Отечества, восстановленный в 2007 г.
Н-да, ужосс…