Животное в виде льва
Смешной момент… Проснувшись как-то утром, я долго пытался вспомнить, кто автор следующих стихотворных строчек: «А в Венеции львы разинули пасти: дескать, снова, ребята, вы в нашей власти…» Наконец осенило – это же моё стихотворение, написанное на морском пути из Пореча в Венецию. Полез в записную книжку. И действительно… Только не «ребята» там значится, а «бродяги», что несомненно точнее…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора
(Вторая редакция)
При первом посещении Венеции – точнее бы сказать «попадании» — в книге «Искусство и история Венеции» я вычитал, что только на площади Сан Марко можно отыскать 14 изображений львов.
Конечно, специально разыскивать их всех поштучно я не стал, хотя, как сейчас понимаю, во двор Дворца дожей заглянуть надо было бы. Но когда браво маршируешь по-пехотному и голова больше занята необходимостью то и дело сверяться с картой, какой-то заветный поворот обязательно проскочишь.
К тому же по ограниченности времени я сразу решил посвятить больше времени восточной части района Dorsoduro, примыкающего к Мосту Академии, и обмыть свидание на любимой Бродским «Набережной неисцелимых».
Более подробно, чем в первый раз, я осмотрел знаменитые мосты – Академии и Риальто. Если бы пошёл ещё и до Скальци, получил бы, как минимум, несварение впечатлений.
Львы меня интересовали во всяком виде – хотя бы и самом карикатурном, но таковые не попадались. Как-никак царь зверей. И охотиться на них в древности только царям и разрешалось или же – по царскому распоряжению — для увеселений и устрашений (обыкновенно это, как и показательные казни на площадях, одно и то же).
Геральдическое животное города Венеции и бывшей Венецианской республики – вот как трактует образ льва энциклопедия. То есть – оцените изящество фразы — «животное в виде крылатого льва с нимбом…»
Лев держит в лапах открытую серебряную (?) книгу. На развороте всего несколькими латинскими буквами значится следующее: «Р (ах) Т (ibi) М (агсе) Е (vangelista) M (eus)» («Мир тебе, Марк, мой евангелист»). Что надо понимать, по-видимому, как зафиксированный Глас Божий.
В стихотворении «Венеция» Николая Гумилёва, опубликованном в 1916-м в книге «Колчан», выдвигается свою «Версию о Книге».
Лев на колонне и ярко
Львиные очи горят.
Держит Евангелье Марка.
Как серафимы, крылат…
По легенде, попавший в бурю евангелист причалил к одному из островов Риальто (основная часть Венеции) и здесь-то ему эту фразу шепнул во сне ангел. Но ведь Марк — жизнеописатель отнюдь не ангела, а сам ангел — всего лишь божий посланец.
Легендарная фраза чаще написана полностью. Возможно, в буквенный вариант она переведена специально для изображения на монетах. Правда, на talers.ru рассказывается по этому поводу такая вот история…
В 1472 году при доже Николо Троно в Венеции отчеканили крупную монету весом в 6,5 г почти из чистого серебра (948 проба). Она получила название «лира». Впервые на аверсе изображался не коленопреклонённый дож перед Святым Марком, а поясной бюст дожа, а на реверсе — Крылатый лев.
Венецианцы были возмущенны дерзостью Троно, и вскоре изображения на лире вернулись к традиционным для венецейский монет: на одной стороне Иисус Христос, на другой — коленопреклонённый дож перед Святым Марком.
Как так? Спасителя запросто сменили на животное в виде льва?
Некод Зингер на сайте booknik.ru в статье «22 случая из жизни львов пишет:
«В христианстве лев стал эмблемой Иисуса, указующей на его происхождение из дома Давида, а впоследствии и непременным спутником длинного ряда святых, среди которых упомяну Иеронима, Игнатия, Адриана, Евфимию и, конечно же, евангелиста Марка. Его эмблема – крылатый лев. Этот образ распространился по миру из Месопотамии, колыбели нашего народа и всего прогрессивного человечества…»
В других источниках говорится о том, что лев олицетворял мощь Венеции, как морской державы. Так что вопросов появления этого животного на штандарте Венецианской Республики и – даже не совсем удачное – на её монетах, не возникает.
По предположению немецкого историка Авнуста-Фридриха Фрёрера, впервые крыдлатый лев появился на знамени, которое дожу Венеции (одному из самых знаменитых!) Пьетро Орсеоло вручили во время праздничнйо мессы 9 иая 1000 г.
В честь не подвергавшейся сомнению грядущей победы над пиратами Далматинского побережья — то есть нынешней Хорватии. Орсеоло тотчас же вступил на корабль и двинул свою эскадру на восток.
Штандарт со львом венецианцы вручали также городам на terra firma. попадвшим в зависимость от Византии — в обмен на их официальные флаги.
В результате долгих «таинственных» превращений непосредственно от наших учителей-голландцев львы на корабельных носах перекочуют в русский флот – вместе с другими заимствованиями Петра I.
Россия периодически претендовала на звание Морской Державы – как всегда и во всём – с переменным успехом.
Этих изображений мне найти не удалось, а вот Таня Белова в Ростове Великом отыскала финифть, на которой геральдическое животное с человеческим лицом общается со Св. Марком вполне по-дружески. Подпись по-русски — прямо по нимбу! — не оставляет сомнений, что это за странная компания.
В некоторых источниках лев назван «самым читающим львом в мире» или же «самым грамотным». Но он всего лишь демонстрирует приветствие Иисуса. Интересно, чем заполнены остальные книжные листы. Должно быть, это Евангелие, вышедшее из-под пера Св. Марка, но – переизданное в современном книжном формате.
Пока не изобрели переплёт и прочие полиграфические технологии, книга представляла собой свиток.
С кадесткой резкостью, обращаясь к Венеции, Геннадий Русаков, выдвинул следующее предположение:
Тебе солгал про твой конец
приблудный лев, лукавый чтец
полубезумной книги…
Особняком стоят в Венеции львы у входа в Арсенал. По этому району Castello я бродил в прошлый свой приезд – в основном, конечно, по южной его части. На фасаде воспетого Данте Арсенала — под мрачным бюстом поэта – расположилась целая львиная семейка, то есть и с львицей тож.
Эти животные – привозные, захваченные в походах (как кони Лисиппа и разнокалиберные колонны базилики Св. Марка) и, совсем, похоже, не геральдические – без крыльев и нимба.
Но — над ними – расправил крылья тот самый лев. В данном случае – безусловно начальствующий, только, кажется, с нераскрытой книгой.
«Послание представляется слишком миролюбивым для столь воинстенной организации, — нишет Джон Норвич, автор «Истории Венецинаской республики», — поэтому у льва книга закрыта…»
В пору расцвета Венецианской Республики эти крылатые львы разлетелись по всей Ойкумене. Ниже я привожу «в подбор» те их изображения, которые встречал сам.
Возможно, их было бы и больше, начни я обращать на них внимание с первой своей средиземноморской вылазки на Кипр в 2001 году – ровно десять лет назад!
В современной истории Льву тоже нашлось место – с лёгкой руки харизматичного дуче Бенито Муссолини, крылатое животное стало символом Венецианского кинофестиваля.
На фотографию Софии Копполы, получившей в сентябре прошло года Золотого Льва за фильм «Где-то» по своему сценарию, мой выбор пал потому, что на Сицилии я был в тех местах, где её отец Ф.Ф. Коппола снимал эпизоды для «Крёстного отца». В этой эпопее снималась и София.
Сегодня, однако, следует позравить с победой Александра Сокуроова. Нпверное, его «Золотой лев» не столько выигран, сколько выстрадан. Правда, сам он говорил об этом по-разному — не то всю жизнь шёл к этакой заветной цели. не то считает награду случяаным даром небес. С чего бы вдруг?!.
«Львиная тема» не миновала, вероятно, ни одной страны мира, включая те, где эти царсвтенные животные сроду не водились. В вниге известно историка Руслана Скрынникова «На страже московских рубежей» автор даёт отписание герба князя народного ополчения, устверждённого в дни «ярославского стояния». «В пику» двуглавым орлам земские люди взяли на свой герб львов. «Два льва стоячих» изображались на большой земской печати , «лев одинокий» — на малой дворцовой.
Для реализации внешнеполитических функций князь Дмитрий Пожарский, проявивший себя на удивление тонким политиком, заказал спецальную печатку. «Герб князя Дмитрия был примечательным во всех отношениях, — пишет Скрыынников. — Его укарашало изображение двух львов. Львы поддерживали геральдический щит с изображеним ворона, клюющего вражескую голову.
Под щитом был помещён поверженный издыхающий дракон. По краю располагалась подпись: «Стольник, и воевожда, и князь дмитрий Михайлович Пожарского Стародубского».
Изображение этого герба я обнаружил в Рунете (taen-1.livejornal.com) в статье «Мугреево-Никольское — родовое поместье освободителя России князя Дмитрия Пожарского». В 1998 году, сообщает автор, в селе установлен памятный камень с гербом и посвятительной надписью. Герб точно соответствует описанию Скрынникова, вероятно, на каких-то документах он сохранился.
Идея — хорошая, да и фотки неплохие!
Почему НОВЫХ львов не добавлено?..
Скоро Львов пребудет!