Ударим рельсопробегом — по разгильдяйству!
В канун Дня машиностроителя-2011 отличившиеся работники ОАО «Метровагонмаш» и его дочернего ОАО «Мытищинский машиностроительный завод» собрали солидный «комплект» Почётных грамот и Благодарственных писем…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Их успехи отметило районное и городское руководство, Минпромнауки Московской области и Мособлдума. Ведь продукция мытищинских машиностроителей – как гражданская, так и военная – признана не только в России, но и за её пределами.
Недавно мы рассказывали о том, как руководители Сербских железных дорог посетили Метровагонмаш, чтобы принять первый из заказанных 12 дизель-поездов. Фактически поезд получился абсолютно новым – в нём учли все требования сербов, уже готовый поезд даже пришлось перекрашивать.
Но… пожелания заказчика сегодня – это закон.
В июне 2011 г. Метровагонмаш и Софийский метрополитен заключили договор на поставку 18 метропоездов «Русич» в трёхвагонной комплектации, то есть в общей сложности 54 вагона 740-й серии. По заказу болгар впервые на данных вагонах применены колёса с системой шумогашения. Кроме того, на вагонах используется покрытие «антиграффити», как снаружи, так и внутри вагонов.
Конструкция тележки переработана под европейскую узкую колею, и – вновь — по желанию заказчика вагоны оборудованы асинхронным тяговым приводом «HITACHI».
Сотрудничество мытищинцев с Софийским метрополитеном началось со дня его открытия в 1998 году. В настоящее время парк софийского метро насчитывает 85 вагонов, изготовленных в разные годы на Метровагонмаше.
На недавней пресс-конференции с зарубежными гостями, приехавшими в Мытищи на День района, глава района Виктор Азаров рассказывал о своём участии в контрактах с болгарами.
В середине июня мэр Москвы Сергей Собянин познакомился с мытищинскими метровагонами 740-й и 760-й серий. «Мы теперь переходим на вагоны «760-й» серии, — цитируют его слова СМИ. — Срок эксплуатации этих вагонов значительно дольше, чем старых».
Новые составы оснащены отечественными двигателями, которые позволяют плавно разгоняться и замедлять ход. Они потребляют меньше электроэнергии, при этом оборудованы кондиционерами, в них улучшена шумоизоляция. Современная система управления позволяет машинисту автоматически контролировать скорость и определять местоположение состава.
По словам руководителя Московского метрополитена Ивана Беседина, в 2012 году планируется заменить порядка 200 вагонов, и на новые линии дать еще 160 вагонов. В этом году будет закуплено 16 вагонов «760-й» серии.
Между тем, и надёжный «полосатик» 717-й серии рано списывать со счетов. Из очередной модернизация он вышел с другим «лицом» — современным. На 1 сентября 2011 г. завод поставил Московскому метрополитена 35 вагонов этой серии.
Получила столичная подземка и такое же количество вагонов «Русич». Новые составы «Русичей», которые пока ещё находятся на сборке, выйдут на линию, сменив свою сине-серую окраску.
«Метрополитеновцы, — говорит старший мастер окрасочно-сушильного комплекса 217-го цеха Владимир Селиванов, — увидели, как мы красим болгарские вагоны и захотели получить такие же. Эта «солнечная» окраска – совсем иначе воспринимается в тоннелях».
Владимир Сергеевич – один из тех заводчан, которые в честь Дня машиностроителей награждён Благодарственным письмом главы Мытищинского района. Выпускник Лестеха, на предприятии он с 1977 года, и за это время и слесарить довелось и руководить разными подразделениями, но основным его цехом был 47-й деревообрабатывающий.
Безупречная работа Селиванова была отмечена знаком «Ударник пятилетки», медалью «В память 850-летия Москвы» и званием «Лучший по профессии».
На окрасочном комплексе, по его словам, оказался волей случая – и работает здесь уже девятый год. Техническую специальность сменила химическая, и «всё пришлось изучать по новой».
«Специальность непростая, — утверждает мастер. – «просто так взять кисточку и покрасить» нельзя. Потому что существуют определённые технологии: эта краска на эту поверхность ложится, а на эту – не ложится. Сложен и процесс подготовки, много в нём нюансов. Ассортимент вагонов постоянно меняется – меняется и технология. Во всём этом я должен разбираться, чтобы точно поставить перед маляром его задачу. Вот, например, сербские вагоны – идут под лак, это уже высшая ступень в технологиях окраски…»
Ольга Александровна — жена Селиванова, тоже работает на заводе. Сызмальства трудился здесь и их сын Кирилл — сегодня, по отцовским стопам закончив с отличием Лестех, он учится в аспирантуре. Вроде бы не вполне по заводской специальности. Хотя, как знать…
* * *
Среди имён, которые появились на обновлённой заводской Доске почёта ОАО «Метровагонмаш» ко Дню машиностроителя, — можно найти представителей разных профессий. От табельщицы до электросварщика вагоносборочного производства, от конструктора СКБ до слесаря Метросервиса.
С одним из них, электросварщиком Юрием Петровым, мы встретились прямо на рабочем месте – в цехе №317, и разговор происходил под аккомпанемент «грома и молний» производственного оборудования.
В своей профессии Петров трудится с 1988 года. «Не только сварке, но и всему на свете нужно учиться всю жизнь» — так он считает. Но сегодня он сам – один из цеховых учителей.
Лично для себя самым интересным способом сварки Петров считает электродуговую. Потому, возможно, что не самая она простая. «Ну а полуавтоматическая, говорит он, – полегче, хотя, конечно, свои тонкости есть и здесь».
Сегодня, как известно, опытный сварщик – профессия дефицитная. Что держит Петрова именно на заводе? Отвечает, не задумываясь: коллектив! То есть, точнее, костяк коллектива, где есть и те, кто пришёл в цех раньше Петрова.
На заводе – начальником бюро одного из отделов работает и жена Петрова – Забия-ханум. Их старший сын Илья заканчивает 4 курс градостроительного колледжа, младший Степан – учится в восьмом классе.
Интересуются ли ребята отцовской профессией? Летом у бабушки в липецкой деревне, когда Петров варил каркас нового забора, Степан тоже рвался освоить сварку. «Конечно, я дал ему посверкать, — улыбается сварщик.