Своим аршином (наукелла)
Самвел ГЕЛЕЦЯН
Слушается продолжение доклада от 8 февраля о результатах опытов по гибридизации гороха. Докладывает прелат местного монастыря Грегор Мендель, он же вице-президент Общества.
Этот день — долгожданный, потому что на получение достоверного результата в опытах по скрещивания гороха разных сортов отец Мендель потратил несколько лет, очень много сил и нервов. Тема хорошо знакома всем членам общества — каждый из них, так или иначе, производил скрещивания, у каждого собственный опыт и опыт коллег, с которыми они общаются очно или заочно.
Но интересно, что нового преподнесет уважаемый вице-президент. Ведь ходили слухи, что ему удалось выявить закономерности в таком запутанном явлении, которое именуется передачей признаков из поколения в поколение – наследственностью.
В один день докладчик не уложился. Он приводил таблицы со статистическими данными, говорил о наследственных задатках, подробно излагал методику подбора сортов гороха и, главное, говорил о «правилах наследования».
Доклад закончился к вечеру. Собравшиеся покинули зал заседания. Два члена общества по дороге домой возбужденно обсуждали услышанное. Они – доки, в гибридизации «собаку съели».
– И что он нового сказал, а? Что горох урожая первого года единообразен – одного цвета? А разве мы этого не знали?– с досадой сказал первый.
– Нет, ты только подумай, во втором году три к одному. А у меня бывало и четыре к одному, и пять, и сколько хочешь. Кто считал-то? И этого, скажи, этого мы ждали столько лет?
– Еще он сказал – «доминантный». Да кому не понятно, что три больше одного, вот и доминантный. А я-то думал, что он нечто путное нашел, открытие сделал…
– И слово чудное повторял: «рецессивный». Пришибленный, что ли? Рецессив – рецидив, рецессив – рецидив…,– гнусаво запел второй.
– И еще он сказал, что там какие-то штучки есть, задатки, что всегда случайно… это… они комбинируются. С чего вдруг на случайность решил свалить, а? Подальше от греха, что ли, чтобы Бога не гневить? Не смог он закономерность найти, вот что! Столько времени зря просидели… А ведь казался умным, и с виду солидный такой, и в очках…
– В цивильном пальто,– подхватил другой,– и такую понес чепуху! Я его уважаю, конечно – он и в монастыре большой чин, и директор банка всё-таки, и много лет мы с ним в одном обществе, но теперь подумаю, пойти в другой раз послушать, или не пойти. Горох горохом, но наше дело хмель и пиво, и равных нам в мире нет. А отец Грегор о своем здоровье пусть думает – вон как потолстел и почти не видит, зрение-то всё хуже и хуже.
–…Это, говорит, «правила наследственности» мои, то есть, законы, Богом данные. Что это за правила такие? Столько растений я скрещивал на своем веку, не обнаружил единых правил. Разные они все, раз-ны-е. Может быть, с горохом это так, но с другими растениями ведь не так!… Разве на свете царствует один лишь горох?
– Ха! Вообразил, будто он Колумб, Индию открыл… Не нужна нам такая «Индия», что на самом деле не Индия. Вот ты не веришь, и я не верю. Скажи, кто ему поверит в других местах, если мы здесь — не поверили? Да-с! Пойду-ка в лавку, жена велела, печёнки куплю…
Комментарий
В этой краткой, с виду простенькой наукелле нашла отражение целая гамма важнейших научных и сопутствующих проблем.
Во-первых, упомянуты все три закона Менделя и его ключевая гипотеза о наследственных задатках (прообразах генов).
Первый закон – о единообразии гибридов в первом поколении.
Второй закон – о расщеплении доминантных и рецессивных признаков в соотношении 3:1 во втором поколении.
Третий закон – о случайном характере комбинирования наследственных задатков.
Далее поставлены вопросы: 1) действительно ли Мендель сделал научное открытие; 2) что есть Научное Открытие? 3) кто в состоянии и вправе утвердить, что это действительно является Научным Открытием или, наоборот, не является?
В наукелле продемонстрировано явное непризнание результатов Менделя.
Более того, собеседниками высказано пророческое утверждение: «Вот ты не веришь, и я не верю. Скажи, кто ему поверит в других местах, если мы здесь не поверили? Да-с!»
Мендель разослал 200 экземпляров своего доклада по разным адресам, в том числе 4 экз. — в Россию. Труды его не были признаны ни в одной стране. И только спустя 35 лет, в 1900 году, когда аналогичные результаты были получены независимо друг от друга тремя учеными в трех разных странах, в архивах были «откопаны» и оглашены законы Менделя.
Пророческими являются также следующие слова:
«– Ха! Вообразил, будто он Колумб, Индию открыл… Не нужна нам такая «Индия», что на самом деле не Индия».
Очевидно, что законы Менделя неприменимы к другим вида, в том числе, к человеку. Следовательно, они не являются фундаментальными Законами Природы. Это «правила» для частных случаев. Это на самом деле «не Индия»
Почему?
Причину удалось найти спустя примерно полтора столетия автору наукеллы. Удалось доказать, что доминантность и рецессивность не являются постоянными свойствами биологического объекта. Они являются переменными – функцией нескольких аргументов, важнейшим из которых можно считать время.
Переменная величина не может иметь каждый раз одно и то же значение. Поэтому один тот же признак иногда проявляется как доминантный, иногда – как кодоминантный, иногда – как рецессивный. И это явление переходов (рецессивности в доминантность) впервые обнаружил и описал сам Мендель в том же 1865 году.
Тем не менее, уже 150 лет, располагая мощнейшей теоретической и технологической базой, результатам Менделя наука не находит объяснения.
Науке ещё предстоит познать, что за «Индию» открыл Мендель и каким путем можно попасть в страну доминантности.
«Наукелла» – литературное произведение, главным героем которого является наука, а героями являются люди, причастные к науке.
Под этим пока малознакомым названием скрывается новое направление в научно-популярном жанре. Она является симбиозом науки и литературы и призвана осветить те аспекты науки, которые в академических журналах обычно не отражаются.
Основой наукеллы является передовая научная идея, причем, как современности, так и прошлых эпох (для того времени). Это может быть чужая или авторская идея, главное, чтобы она не была тривиальной. От идей нашего времени требуется не повтор известного (иначе это будет просто популяризация), а опережение современного общепринятого научного знания. Благодаря этому, наукелла призвана служить развитию науки.
Научные идеи могут быть поданы в форме рассказа, сказки, эссе, научной фантастики, в стихах, словом, в любой литературной форме. Первоначально наукеллы были в формате научных новелл.
Если излагаются идеи другого автора, от Гиппократа до современников, то они должны сопровождаться оригинальными комментариями автора наукеллы. Научные идеи излагаются по возможности популярно, но без потери научного содержания. Поэтому наукелла может стать объектом полемики.
Наиболее ценны те наукеллы, в которых представляется научная идея, никем ранее не высказанная. Наряду с тем, наукеллы должны обладать достоинствами литературного плана. Несмотря на удвоенные требования, наукелла уже существует и может доставить удовольствие вдумчивому читателю.
Итак, неявным, но главным героем наукеллы действительно является наука. Что и закреплено в определении жанра.
Изложение законов Менделя сухим академическим языком сделало бы неуместным наличие персонажей, эмоций, диалогов, «пророчеств» и покупку печёнки по просьбе жены. Это уже было бы не литературным произведением и, конечно, не наукеллой.
Полемики у нас пруд пруди, а науки — кот наплакал. Помнится, кхе-кхе, и мне довелось работать в крупном НИИ. Ой, сколько там гнездbилось прекрастных молодых женщин! Заметательный объект для генетика!..