Другой ракурс. Бриллиант из мясного ряда
Можно ли найти в навозной куче алмазное зерно? Можно!..
Владимир ХАБЛОВСКИЙ
Фото автора
Чтобы посмотреть, как это делается, надо пройти в Столешников, куда под закрытие выставочного сезона чёрный «Ягуар» притащил на хвосте нечто из ряда вон: фотографические шедевры мира моды и вообще – взгляд и нечто за последние 20 лет.
Здесь нет ничего, похожего на заспиртованную «Мону Лизу» и девушку с веслом в греческом варианте с отломанными руками, результат общения с католическими фанатиками.
Скромная экспозиция, от силы 100 постеров на транспортабельных, как кадки с фикусами, квадратных тумбах. Верхушка айсберга. Если всё, что было напечатано на страницах американского fashion-журнала «Visionaire» привезти в Столешников, экспозиция затопила бы прилегающую Петровку и выплеснулась на Охотный ряд.
Visionaire – одновременно и наблюдатель, и провидец, отсылает нас скорее к многочисленному племени (едва ли не 99% населения) вуайеристов, любителей смотреть на мир через замочную скважину, нежели к многострадальному титану Прометею, невинно пострадавшему (а может быть, и поделом ему, всезнайке) за прозорливость.
Поскольку куратор проекта, основатель, продюсер и главный редактор журнала Сесилия Дин привлекала к сотрудничеству звёзд мирового уровня — U2 и Йоко Оно, Карл Лагерфельд и Александр МакКуин, Вито Аккончи и Марико Мори, Педро Альмодовар и Вонг Кар Вай, Салман Рушди и Норман Мейлер — предлагая им самовыразиться на различные темы (женщина и мужчина, Библия и комиксы, тело и душа), полученный материал позволяет заглянуть под черепную коробку упомянутых celebrities.
Процесс увлекательный: подглядывать интереснее, чем участвовать. Как в тонком (а впрочем, кому как) анекдоте про публичный дом: секс – 100 франков, наблюдение за сексом – 200, наблюдение за наблюдающим – все 300.
А здесь — бесплатно!
Уж нет ли какого подвоха, наподобие мышеловки с халявным сыром, заряженной на обывателя, коренного жителя и гостя столицы?
Впрочем, отечественные звёзды, ослеплённые собственным блеском, также могут проигнорировать неординарную выставку, поскольку привыкли ориентироваться не на содержательную составляющую артефактов, а на этикетки с ценниками.
Тут их нет. Фамилии напечатаны петитом. Крупно: лейбл журнала — «Visionaire» и название сюжета в одно, реже в два слова. По цифрам, зная периодичность издания – три раза в год, можно определить время, когда фотография вышла в свет.
«Библия» в трактовке «Визионера» появилась в 2000-м, когда человечество в XXI веке стало погружаться в Средневековье. Снимок как нельзя лучше отвечает идее «Пророчества». Приглядись мы к нему повнимательней, не сейчас, а тот момент, могли бы предупредить Джобса, что над ним нависла беда.
Яблоко, обвитое аспидом, однозначно указывает на Apple Macintosh. А то, что оно целое, не надкушенное, означает окончание предыдущего контракта и начало нового, если найдётся претендент на освободившееся место. Заключить рискованный союз с потусторонней силой по плечу только личности масштаба доктора Фауста.
Совсем свежий сюжет из 60-го номера «Визионера» (2010 год): «Религия» в виде мёртвой красавицы в саване, с короной miss World на голове и нездоровым цветом лица. Впрочем, вампирическая бледность может быть следствием анорексии.
На тело, по аналогии с крестоносцами, погибшими в Палестине от мощного пинка тогдашних исламистов, положен двуручный меч, почему-то не сбоку, а между ног.
Сюжет из №58 за тот же год – «Дух» («Spirit»): модель в средневековом платье держит на коленях ягнёнка. Явная аллюзия на «Пьету» Микельанджело. Агнец Божий, живой, а не умерщвленный – здесь, на месте, девица с некоторыми оговорками тоже. Но где Дух святый — в причёске, изображающей нимб?
Ещё загадка под названием «Сказка»: шикарная девушка (90-60-90) с головой филина, как в Древнем Египте. В классической Элладе это уже считалось зооморфизмом, пережитком прошлого. Афина, богиня мудрости, держала посвящённую ей сову на руке, на плече, где-то ещё, но не напяливала на голову в виде чучела или, на индейский манер, пышного головного убора из пёстрых перьев.
На постере №5 (1992 год) очередное потрясение: девушка, на голове у которой пекли блины, отчего губы, вместе с помадой съехали влево – «будущее»!
И, наконец, жемчужина выставки, обещанный «бриллиант»: портрет румяного мясника, вооружённого тесаком для разделки туш. Добрый взгляд, приветливая улыбка, забрызганный кровью фартук. В глазах готовность освежевать свинью, ягнёнка или упитанного мужчину.
Вот, где собака зарыта! Выставку устроили, чтобы вывести из равновесия прокурорских работников, переходящих переулком из одного офисного здания на Дмитровке в другое на Петровке.
Широкая публика в массе к американским фотографическим изыскам равнодушна. Московская элита – то же, на то есть объективные причины. Элитный журнал выходит ограниченным тиражом – 1000 экземпляров. На Москву приходится в лучшем случае 2 штуки.
Специальный 18-й номер о моде в кожаном кейсе от Louis Vuitton (сколько он стоит, одному богу известно) похоже, вообще никому из отечественных celebrity не достался.
Кира Альтман, эксперт по модным трендам, обошла выставку вниманием – рекламировала остро модные в этом сезоне калоши, традиционные – красный верх, чёрный низ, и в авторской аранжировке.
VIP-персоны этим умолчанием были дезориентированы: так всё-таки стоит смотреть или нет? Это реально wow! — или конкретно отстой!?.
И ещё: плюньте тому в лицо, кто скажет, что в культурной жизни еда не главное. Открытие выставки не было отмечено сколь-нибудь значимым фуршетом, не было халявы – не было тусовки. Не было тусовки, и говорить по большому счёту не о чем.
Как говорят в Одессе: жадность вернисаж сгубила…