Даты, которые мы выбираем

Люди, годы, жизнь; Вторник, Январь 17, 2012

Фото с сайта youmurman.ru

Да, скифы мы, да, азиаты мы!..

Владимир ХАБЛОВСКИЙ

Сильно сказано, но нет, уважаемый Александр Александрович, по части скифов позвольте с вами не согласиться. Это же кочевники, в смысле мясоеды: бешбармак, бастурма, на худой конец, когда поголовья недостаточно для убойной пищи, — молоко с кровью, богатая белками пища, чреватая запорами.

А мы, братья-славяне, дети лесов, полей и нив. Символ России берёзка – память о подсечном земледелии.
Деревни вымирают, в городах не протолкнуться. Крестьяне – исчезающий вид. Буржуи, т.е. говоря по-русски, обыватели, мещане, близкие родственники чеховских барышень, полагавших, что творог берётся из ватрушек, расплодились неимоверно. Но, несмотря на городскую прописку, все мы, на 99%, колхозники с тысячелетним стажем, о чём говорят праздники, которые не менялись со времён фараонов.

Древние египтяне, в массе своей земледельцы, совсем как и мы,  накапливали отгулы к окончанию года и отрывались по полной целую неделю. Без малого неделю: дней 5 в обычный год, 6 в високосный.

Бездельничали не просто так, а со смыслом – в честь своих звероподобных богов, числом более ста. Не судите их строго – в искусстве запланированного ничегонеделания человечество совершало первые робкие шаги, не задумываясь над тем, как перевести количество в качество. Закон диалектики сработал сам по себе, не будучи открытым и обнародованным: оставил в пантеоне одно божество, остальных — кого на чердак ближе к облакам, кого в подвал в качестве нечистой силы.

Не каждый день в году годится для праздника. Почему к 28 февраля по какому угодно календарю, юлианскому, григорианскому, племени майя, общественность равнодушна, за другие даты, например, 1 мая, бьётся насмерть, как за Гроб Господень?

Всё очень просто, если не задумываться. Все праздники от бога. И даже такой неоднозначный день международной солидарности трудящихся не исключение. Американские анархисты, пардон, анархо-синдикалисты, сами того не ведая, позаимствовали его (читай, стибрили) у католиков, а те, в свою очередь, с самыми лучшими намерениями, отняли у язычников, чтобы не позорили красивую дату.

Первое мая – начало весеннего сева в Англии, Уэльсе, в Западной Европе, омываемой тёплым Гольфстримом. Но все заслуги по части благодатного климата язычники, не вдаваясь в географические детали, приписали местному богу солнца и плодородия Белену, которому приносили символические жертвы – мясо, сало, яйки.

Против брутального Белена (Белтайна, Беленуса и т.п.) выставили девушку – св. Вальпургию, сестру св. Виллибальда (семейный подряд!), канонизированную в 778 году. В цифрах определённо кроется какая-то по сие время неразгаданная подоплёка. Справилась ли немецкая девушка с возложенной на неё миссией? Сказать затруднительно: Белен, не выдержав конкуренции, ушёл, а на его место, прикрываясь именем новой святой, слетелась разная нечисть с преобладанием женского пола.

Дамы воспользовались преимуществом, какое даёт им близкое знакомство с метлой, основным транспортным средством (подробности в «Мастере и Маргарите»). И превратили Вальпургиев день в Вальпургиеву ночь с 30 апреля  на 1 мая – в темноте нагишом сподручнее летать, плясать и наслаждаться. А утром?..
Утром эстафета переходила к рабочим – Первомай!

Языческий праздник утратил неповторимый деревенский аромат. Произошла коллизия запахов: с одной стороны ведьмы, которые для достижения лёгкости в теле натираются чёрт знает чем, с другой – рабочие массы, пролетарии всех стран со своей трудовой отдушкой. И нет такого перспиранта, способного замаскировать металлурга под мерчендайзера, пока ещё не придумали.

Но главное, из-за чего невинный сельский праздник перекочевал с заливных лугов на подозрительно Лысую гору, в том, что его невозможно определить, исходя из примет или карты звёздного неба. Нет под рукой численника за нужный год, и День рождения Будды (отмечается в республике Корея 1 мая) может затеряться в будничной суете.

Чего не скажешь про Ивана Купалу.
Этот праздник воистину небом дан и не зависит от календарей, напечатанных типографским способом. Пока Земля ещё вертится, в неё можно воткнуть прутик и по тени, отбрасываемой в полдень определить, например, летнее солнцестояние. Три самых длинных дня в году с 20 по 22 июня солнце стоит в зените, прежде чем повернуть на зиму. Но приуроченный к этому исключительно астрономическому событию Иванов день празднуют двумя днями позднее – 24 числа – по просьбе церкви. Иными словами 24 июня у Ивана Купалы именины.

Вообще-то Иоанн Креститель  еврей (ивр. יוחנן המטביל‎, Йоханан ѓа-Матбиль [Хаматвил] — «совершающий ритуальное очищение водой»), равно как Иисус (ивр. יהושוע  Йеhошу́а) и все его сподвижники. А у евреев отмечать дни рождения не принято. Согласно иудаизму появление человека на свет это «начало скорбей и болей», впрочем, свой день рождения отмечал печально знаменитый царь Ирод, но это не тот человек, на кого следует равняться.

Именины, дни ангела и т.п. семейные торжества – позднейшая христианская придумка, когда из новой монотеистической религии были удалены остатки иудаизма вместе с представителями избранного народа, а святцы пополнились новыми именами. Тогда-то в церковном календаре (не раньше IV века) у Иоанна Крестителя и появилась памятная дата, в  православии — даже две, связанные с его рождением:
23 сентября (6 октября) — Благовещение Елисаветы, читай зачатие;
24 июня (7 июля) — рождество Иоанна.

«Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чред, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета… У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.
Однажды… явился ему Ангел Господень… Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев». (Лк. 1- 5, 7-8, 11-13, 26).

Спустя полгода произошло ещё более знаменательное событие:
«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве Мария». (Лк. 1- 27).

Мы достоверно знаем, что произошло сначала одно Рождество Иоанна Крестителя за ним, спустя 6 месяцев другое, а именно Рождество Христово (см. Евангелие от Луки), но долгое время , 300 лет, как минимум, не было известно, когда, в какое время года они произошли. Никаких письменных указаний на этот счёт – всё больше устно и на пальцах.

Сегодня все, верующие и непопулярные нынче в связи с разгулом обскурантизма атеисты, склонны полагать, что Рождество приходится на конец декабря, а как же иначе. Но вот Климент Александрийский, христианский апологет и проповедник Священного Писания, основоположник Александрийской богословской школы (150 – 215 г. н.э.), до 1586 г. святой, а после впавший в немилость, считал, что второе по важности для христиан событие – воплощение Бога на земле (на первом месте Пасха) произошло 20 мая!

Можем ли мы сказать: Климент, ты неправ? Скорее да, чем нет — большое видится на расстоянии. К тому же у нас на руках весомый документ — т. н. «Календарь Филокала» за 336 год, предназначенный для Римской Церкви и в нём особо точная (насколько это применимо к схоластике) дата Рождества Христова – 25 декабря.

Введение праздника  в церковный обиход мера на 90% вынужденная. В IV веке, всё прогрессивное человечество под знаменем христианства уверенными шагами шло к светлому будущему под названием Средневековье, готовилось к установлению самого прогрессивного на тот момент общественного строя – феодализму, а римляне жили вчерашним рабовладельческим днём.

Пережитки прошлого особенно сильны были в столице — в вечном городе Риме морально отсталая общественность, патриции и плебеи, предпочитала скромным, но духовно богатым христианским праздникам разнузданные, но весёлые языческие.
Сравните официальные партийные радения Единой России в кремлёвском дворце с разудалым Куршевелем, спонсированного главным фавном страны в лице двухметроворостого олигарха…

Особенно популярные у римлян Сатурналии продолжались неделю – с 17 по 23 декабря, перекрывая зимнее солнцестояние.  Для красочного описания бесовских игрищ нужно быть Светонием, это античный карнавал на улицах Древнего Рима, это пиры, кутежи и бешеная погоня за чувственными удовольствиями.

Преступникам объявляли краткосрочную амнистию (четвертуем не сегодня, а через неделю), рабы сидели за одним столом с господами, предавались разврату, т.е. имели секс с кем угодно, за исключением разве что почтенных матрон, обжирались и напивались до бесчувствия.

В искусстве развлечений римляне не знали себе равных. Подмосковная Рублёвка курит в сторонке, завидует. Российским нуворишам ой как далеко до римских патрициев во всех отношениях, какое ни возьми – ум, честь, достоинство, воображение, волевые качества и, главное, понимание основ, на которых зиждется империя! Нашей доморощенной элите этого, к сожалению, не дано. История Третьего Рима, как ни печально, будет намного скоротечнее Первого – единственного и неповторимого…

Фото с сайта krugosvet.ru

За дату 25 декабря, которая пережила столетья, надо выразить особую благодарность Гаю Юлию Цезарю. В 46 году до н.э. Цезарь постановил считать 25 декабря днём зимнего солнцестояния. Ошибся на 3 дня, но никто ему за это не пеняет – юлианским календарём православные пользуются и по сей день.

Сравните с тем, как был отменён переход с зимнего времени на летнее. Население удалённых от Москвы областей стонет: одним росчерком пера им предписали ночной образ жизни. Зато довольны асоциальные элементы и криминал – ранняя темнота, чуть ли не сразу после обеда, им только на руку! Напрашивается мысль, что именно они социально близки нашим чиновникам высшего звена.

Упразднить Сатурналии было нелегко. Но христианским блюстителям нравственности, вооружённым всепобеждающим учением, помог административный ресурс. Смертельный удар  сатанинским игрищам нанёс император Аврелиан (270-276), озабоченный моральным здоровьем общества: учредил  культ Солнца Непобедимого – 25 декабря стало официальным днём рождения нового божества. Христианам достаточно было поменять одно слово – Непобедимое Солнце на Солнце Правды, которое ассоциировалось с Иисусом Христом.

И — прояснился смысл пророческих слов Иоанна Крестителя: «ему должно расти, а мне умаляться». Солнце Правды пополнило многочисленный коллектив солярных богов: в тот же день родились Митра, Исида, Осирис, Гор и Аполлон, и многие другие божества малого калибра, которым несть числа.

Во избежание подозрений, будто дата – 25 число – применительно к Иисусу взята с потолка, прибегаем к логике.
Ход рассуждений таков: месяц и день смерти Христа точно известен из Евангелий, а согласно распространённому преданию (бальзам на душу приверженцев нумерологии) Христос должен был находиться на земле полное число лет (как число совершенное). Отсюда следовало, что Спаситель был зачат в тот же день, в который состоялась казнь, т.е. в еврейскую Пасху, в тот приснопамятный год она приходилась на 25 марта. Отсчитываем от неё 9 месяцев и получаем искомую  дату 25 декабря. Всё сходится – Quod erat demonstrandum!

Вывод как будто противоречит утверждению, что вера не дружит с разумом, но вступает в отношения вроде тех, какие имели место между Филиппом Бедросовичем и неизвестной заокеанской барышней. Ничто не ново под луной, но кое-что изменилось. Что в первом веке было привилегией избранных, в XXI стало прихотью капризного короля эстрады. Но не будем отвлекаться по пустякам…

300 лет ушло на то, чтобы докопаться до истины: когда родился Христос. Но оставался невыясненным не менее важный вопрос – в каком году? В начале VI века, точнее в 525 году не существовавшей  к тому времени новой эры папа Иоанн I поручил монаху Дионисию Экзигуусу, т.е. Малому, составить новую пасхальную таблицу. И он составил, но заодно предложил наместнику бога на земле поменять летоисчисление.

Европа жила по старинке в эре римского императора Диоклетиана, в целом нормального дядьки за единственным исключением – к христианам относился с предубеждением. Подозрительная публика: собирались по ночам, общепризнанных богов – Юпитера, Венеру и т.п. — не ставили ни в грош, не почитали гения императора и злоумышляли против власти. Что особенно прискорбно, поскольку шло вразрез с евангельскими наставлениями: «несть власти, аще  от Бога» и «Богу Богово, кесарю кесарево».
Но для того, чтобы ввести новое летоисчисление – от Рождества Христова, надо было эту дату установить, по возможности исходя из текстов Нового Завета.

Свести в одной точке два разнесённых по времени (на 3 года) события:  перепись населения, проведённую римским прокуратором Квиринием в 7 г. до н.э., и учинённое Иродом Великим в 4 г. до н.э. «избиение младенцев» в родном городе Иисуса Вифлееме – задача при формальном подходе (этого не может быть, потому что не может быть никогда) неразрешимая. Если не знать принципы относительности и неопределённости, на которых зиждется квантовая механика.

Экзигуус блестяще применил оба, ещё не открытых закона для преодоления хронологической коллизии. Чтобы не подвергать риску Сына Человеческого, защитить его от происков безбожного царя Ирода с гарантией, он отсчитал от смерти тирана 4 года – и получил 284 г. до начала эпохи Диоклетиана. Да здравствует новая эра, наша, слава тебе господи!

Совершив духовный подвиг, Дионисий Малый остановился в шаге от того, чтобы определить точный возраст Христа, оставив на потомков сладкий момент истины, к которому опять-таки пришлось идти логическим путём, прекрасно зарекомендовавшим себя в фильме «Ирония судьбы или с лёгким паром»: если бы друзья Жени Лукашина, следуя своим рассуждениям не отправили его в Ленинград на Третью улицу строителей, то не было бы никакого кино.

Оценивать возраст проповедника также бестактно, как спрашивать у женщины,  сколько ей лет. На Востоке с этим строго: к пророку не станут прислушиваться, пока у того не отрастёт борода.

Обманщики в сказках 1000 и одной ночи сплошь безбородые и, не в обиду будет сказано, плешивые. Конечно, это предрассудки и  дискриминация по волосяному признаку. Вещую Кассандру древние греки игнорировали, несмотря на её исключительно точные прогонозы (сравните с бородатым Павлом Глобой), а всё потому, что она по определению не могла иметь растительности на лице, разве что в глубокой старости, став усатой старухой.

И ранние портреты Иисуса, найденные в римских катакомбах, на которых он выглядел подозрительно молодо, совершенно справедливо не выдержали испытание временем. Но и роскошная ухоженная борода далеко не у всех  ветхозаветных евреев вызывала доверие: «сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще и пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама?» (Ин. 8-57)

Легко ли быть молодым?! Впервые Христос выступил в роли Учителя, когда ему исполнилось 12 лет и над ним был исполнен обряд совершеннолетия бар мицва: после обряда «нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его». (Лк. 2-46,47)

Ириней Леонский, ученик Поликарпа, знавшего людей, которые воочию видели Иисуса Христа, говорил, что Спасителю было около пятидесяти лет, когда Он начал учить людей. Называют цифру – 46 лет – столько строился Храм Соломона. Но в народ ушла другая цифра – 33 года. О, это во всех отношениях замечательное, сказочное число. У царя Салтана было 33 богатыря, у царя Никиты – 33 дочери. В русском алфавите 33 буквы. В теле человека 33 позвонка: 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных,  столько же крестцовых и 4 копчиковых.

С одной стороны, они соответствуют определенным буквам алфавита, а с другой — 7 главным планетам, 12 знакам зодиака, 5 первоэлементам в состоянии ЯН, 5 первоэлементам в состоянии ИНЬ и 4 стихиям — Огню, Воздуху, Воде, Земле.

Число 33 называют ключами от неба, от самой сокровенной информации. Оно несёт высший порядок и равновесие. Является регулировщиком кармического движения, сменяет привычное восприятие реальности на «чудо». К 33 годам у человека «созревают» все чакры, проходит преобразование души и тела. В общем, возраст Христа  настолько очевидная вещь, что евангелисты, не сговариваясь, её умолчали.

Кто придерживается иного мнения и готов с Евангелием в руках доказать свою правоту, милости просим: лично от автора приз — 100 рублей. Цитату из Луки – «Иисус начиная Свое служение, был лет тридцати…» (Лк. 3:23) – не предлагать.

Tags: , ,

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит