Диссертация подождёт
Прежде, чем попасть в новый цех, оснащение которого завершается на Мытищинском машиностроительном заводе, генеральный директор ОАО «ММЗ» Игорь Щедров мне сборку боевых машин перед отправкой на другое предприятие. Там на них установят необходимые системы управления огнём…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото Вячеслава НЕСТЕРОВА
Бригада сборщиков «наводила последние штрихи» на самоходных шасси, изготовленных по контракту, готовила их к отправке. На вопрос, как обстоят дела с реализацией гособоронзаказа 2011 года, Игорь Сергеевич ответил коротко: «По гособоронзаказу мы отчитались ещё в сентябре».
Термогальванический цех — строительные работы здесь ещё продолжаются — показался нам самым светлым и, вероятно потому, комфортным. «Все цеха ММЗ должны стать такими, — сказал Щедров, — полгода назад на этом месте был заброшенный участок. Теперь, как видите, установлено новое оборудование. Цех спроектирован с учётом всех требований по безопасности и экологии. В частности, технологическая вода – она служит для охлаждения термических печей, — используется по замкнутому циклу».
Щедров представил довольно молодого, на мой взгляд, начальника цеха Владимира Соломатина: «Это моя принципиальная позиция – на руководящие должности ставить грамотных молодых специалистов, которые отличаются хорошими амбициями и энтузиазмом».
В ответ на моё замечание, что сегодняшняя молодёжь не прошла суровую школу советского производства Владимир Евгеньевич пошутил: «Зато я сам – советского производства: родился в 1980-м…»
На завод он пришёл мастером, затем вырос до замначальника механического цеха. Через семь лет получил предложение заняться «родной» термообработкой и, по его словам, согласился с удовольствием.
Самое интересное, что после учёбы на кафедре машиностроения Московского государственного текстильного университета им. А.Н. Косыгина, Владимир остался в универе преподавать металловедение и технологию конструкционных материалов. Начал даже работать над диссертацией. Когда жизнь заставила сменить университетскую кафедру на заводскую «механичку», научную работу он отложил в сторону. Но — постоянно наведывался в термический цех «Метровагонмаша», когда требовалось понять, почему металл плохо поддаётся механической обработке…
Обучение практически по любой профессии в новом цехе – вещь обязательная. Да, тут не столь важно, какое за плечами учебное заведение. Недавно, например, пришли в цех «с улицы» два ученика — выпускники техникума, не связанного с профессией термиста. Им необходимо не только научиться управлять печью, но и получить персональные допуски к работе. Скажем, печь, в которой для процесса цементации металлических деталей используется природный газ, «требует», чтобы работник имел допуск к работе с газовым оборудованием.
Непосредственно на рабочем месте, рассказывает Соломатин, молодые кадры находятся под опекой начальника технического бюро Вячеслава Николаевич Кулешова. Профессиональный металловед, Кулешов сам работал термистом, и поэтому учит новичков не только теоретическим основам, но и практической термообработке. Далее уже идут тонкости работы на той или иной печи, с теми или другими изделиями.
«На первый взгляд, — соглашается с моим замечанием Владимир, — оборудование у нас не слишком сложное. – Но и для инженера без специального металловедческого образования работа окажется непростой и качественной продукции он не «выдаст».
В ближайшие дни цех должен пополниться дробеструйной камерой и установками ТВЧ. Пока выполняемые на этом оборудовании работы делаются на Метровагонмаше. В окончательном виде в цехе по двухсменному графику будут работать около 20 человек.
Этого, уверен Соломатин, вполне хватит, чтобы обеспечить выпуск продукции ММЗ, не прибегая больше к помощи материнского предприятия. Будет больше заказов – придётся докупать оборудование или переходить на трёхсменную работу.
Пока строительство цеха и освоение технологии не закончено, ни о чём другом Соломатин думать не может. Если только о семье. Его семейные тылы обеспечивает жена Екатерина — она учитель начальных классов – и малолетние дочки Лиза и Оксана.