С Днём СА и ВМФ!..
Поездка в выходной день в Таманскую мсб имела для меня личный «подтекст». В конце 60-х годов прошлого века наш взвод Московского СВУ угодил на окружные учения, и мы оказались в прославленной Таманской дивизии…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора
Зима 68-го или 69-го. Не помню где, скорее всего, непосредственно в дивизии, нас переодели в полевую форму, по всему видать, ещё довоенного пошива. Защитного цвета «стёганка», то есть ватники и штаны. Ватники были без погон и — что отличает их от телогрейки – без отложного воротника. В обычной своей шинели остался только наш офицер-воспитатель майор Владимир Григорьевич Расюк.
Меня, самого маленького во взводе, ВГ почему-то назначил связным и заодно сигнальщиком. Я получил с полдюжины разноцветных ракет и засунул их за полу ватника цветными колпачками наружу.
В парке боевых машин танкового полка мы наблюдали выход роты на учения. Первый и последний раз в жизни я увидел танки, выкрашенные в белый цвет. Несколько позднее в поле эта рота сначала двигалась на нас: чернели только дула пушек и густой дымный выхлоп. В нынешний свой приезд такки я увидел только вво вдре музея. Возможно, среди них были и ТЕ САМЫЕ..
Кажется, мы отстреливались холостыми из автоматов, а когда танки развернулись, устремились за ними в атаку. Снег – почти по пояс. Перебегая с приказами от отделения к отделению, я промок до подштанников. Но когда Расюк, не выпуская из зубов сигарету, командовал: «Сигнальщик, красную ракету», чувствовал прилив сил и, отвернув колпачок, вдохновенно дёргал за верёвочную петельку. Ракета красивой дугой уходила в небо.
Кроме как ракетами, сигналы подавались флажками. Другой связи между утонувшими в снегу отделениями не было…
Совсем скоро – «в белоснежных полях под Москвой» я ещё этого не предвидел, — мне придётся месить на танке снег в Рио-де-Поливно, на полигоне УГВТКУ, ныне уже не существующего. Дореформировались, блин…
Вот, о чём я вспоминал, пока автобус долго выбирался на МКАД, неторопливо катил по кольцевой, добавив газу только на Можайском шоссе.
* * *
День призывника в канун 23 февраля – хороший повод для завтрашних защитников отечества не только посетить воинскую часть и познакомиться с солдатским бытом, но и узнать от своих земляков, как им служится.
Группа студентов из Мытищинского гуманитарно-технологического техникума имени Н.П. Корсакова в 5-ю отдельную гвардейскую мотострелковую Таманскую ордена Октябрьской Революции Краснознаменную ордена Суворова бригаду имени М.И. Калинина отправились с родителями тех ребят, которые служат сейчас в этой части и в 4-й отдельной гвардейской танковой Кантемировской ордена Ленина Краснознаменной бригаде имени Ю.В. Андропова.
Там и там сегодня несут службу по девять парней из Мытищинского района.
Все вместе – допризывники, солдаты и их родители встретились в музее Гвардейской Таманской дивизии, подобного которому, как утверждается, в российской армии больше нет.
Я обратил внимание на вымпелы, которыми по итогам учений награждались полки. Только теперь узнал, за танками какого полка «атаковал противника» наш кадетский взвод.
Из образцов оружия – особая ностальгия по ДШК, родной всё-таки для танкиста пулемёт.
После концерта и вручения «дембельских» альбомов армейцы и гражданские дружно общались между собой и с заместителем главы районной администрации Андреем Гореликовым, фотографировались, а те, к кому приехали родители, собирались домой в увольнение…
Старший стрелок Денис Кузин точно помнит день своего призыва – 11 мая 2011 года и, как и все сегодняшние солдаты, призывные на год, отсчитывает дни до увольнения в запас. Так же и его сослуживцы Иван Нарута и Юрий Васенёв. Но и, конечно, уже думают о том, чем будут заниматься «на гражданке».
С ними я пообшался ещё в музее. Денис собирается стать полицейским, Иван – машинистом электропоезда, Юрий – барменом и игроком Мытищинской дворовой футбольной лиги.
На вопрос, а чем вы тут занимаетесь, отвечают вполне серьёзно; «Родину защищаем». Боевые стрельбы, полевые учения на безотказных БТР-80, строевая подготовка. «Бояться нечего – так и скажите тем, кто ещё не служил!»
Рассматривает версию остаться в армии младший сержант и кантемировец Михаил Махоткин из Беляниново. В танковой части он служит в зенитно-ракетном дивизионе. Мама Людмила Александровна к планам сына относится спокойно. Но вот любимая девушка Оксана такую перспективу воспринимает настороженно.
Михаил фактически – доброволец, в армию пошёл сам после первого курса института, уже работая программистом. Имел шансы стать в строй псковских десантников, но на призывной комиссии мама попросила оставить сына в Московской области.
«Скучать нам здесь не приходится, — говорит сослуживец Михаила – стрелок Никита Попов. – Жизнь хотя и непростая, но весёлая и интересная». В армию Никита ушёл сразу после окончания театрально-художественного колледжа.
Гордится службой в прославленной Таманской бригаде Юрий Масякин из посёлка Пироговского. «Очень рад, что буду участвовать в Параде 9 мая на Красной площади. Это большая честь для каждого солдата. Армию должен пройти каждый, тем более у нас в Таманской – всё замечательно. А матери волнуются – на то они и матери…»
«Гранатомётчик рядовой Куренной, — представился ещё один мытищинец-таманец. В армию он пошёл после двух курсов «Бауманки». «Решил посмотреть, что такое наша сегодняшняя армия, и не жалею – в Таманской бригаде служба, как уже ребята говорили, интересная, но и сложная: настрелялись, набегались, на бэтээрах накатались. И на майский парад пойдём – не каждому такое в жизни выпадает…»
Допризывники, студенты техникума тоже были настроены решительно. Второкурсник Олег, будущий повар, заявил, что уже готов к тому, чтобы встать в армейский строй. Но только не в должности повара.
* * *
В пору моей службы в ВС СССР Таманская дивизия считалась «придворной». Как и Кантемировская. Подготовка к парадам и смотрам, встречи зарубежных гостей и прочая показуха, на которую так падки все начальники нашей страны – и гражданские, и военные.
Я, шутя, спросил у Гореликова — всё же свой брат-кадет – почему нам не дали пострелять из танка. «Бригада готовится встречать президента», — ответил он.
Будь я президентом, то есть Верховным главнокомандующим, просто так приезжать в войска и оценивать качество уборки снега не стал бы. Аккурат 23 февраля поднял бы часть по тревоге – с выходом в район сосредоточения. И наблюдал бы за выучкой бойцов и командиров с вертолёта.
Засим – кому новые звёзды, а с кого и погоны – долой.
Все дивизии благополучно урезали до бригад батальонного состава. Бойцов в два раза меньше, а техники – еле-еле на один приличный полк наберётся. Зато показуха – всё та же.
Когда наш автобус уже направился на выход из части, я разглядел за одним из заборов сгрудившиеся самоходки артдивизиона. Машины были занесены снегом, никто на них не работал. Но, возможно, снег не сметали специально – для маскировки…
С днём Советской Армии и ВМФ, ребята!