Дмитрий Кедрин вернулся на завод
На стене одного из старейших заводских корпусов ОАО «Метровагонмаш», обращённой к ул. Колонцова, 27 апреля была торжественно открыта мемориальная доска замечательному русскому советскому поэту Дмитрию Кедрину. В этом году ему исполнилось 105 лет, тогда как завод на днях отметит своё 115-летие…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото Вячеслава НЕСТЕРОВА
В начале 30-х годов прошлого века Кедрин работал сотрудником заводской многотиражки «Кузница». На доске он обозначен как «корреспондент», хотя эта штатная должность в СМИ появилась позднее.
К этому времени относятся такие знаменитые стихотворения Кедрина, как, например, «Кукла» (именно с него открывались «Избранные произведения» в популярной серии «Библиотека поэта» (1974 г.), «Поединок» и «Двойник.
В церемонии приняли участие дочь поэта Светлана Дмитриевна и внук Дмитрий, а также члены Мытищинского ЛИТО, которое носит имя поэта с 1967 года.
В феврале 2012 г. в Мытищинском Историко-художественном музее состоялись юбилейные «Кедринские чтения», на которых речь также шла о работе поэта в стенах знаменитой «Вагонки».
Наиболее подробно период заводской деятельности Кедрина описан Юрием Петруниным в работе «Замыслы и свершения» (1990 г.).
Готовясь переехать поближе к Москве, он обдумывает темы предстоящих литературных произведений, как например, «Метрополитен и кости бояр, казненных Иваном…». Метро в это время ещё только строится.
Возможно, предполагает Петрунин, в том, что поэта взяли на завод, «сыграла свою роль и давняя учеба в техникуме путей сообщения». И уже в сентябре 1931-го в «Кузница» появляется «статья о создании кружка рабочих авторов технической книги, подписанная «Д. К.». Так новый литсотрудник начал вникать в жизнь и проблемы большого подмосковного завода, положение которого в ту пору определялось малоприятным словом «прорыв» — был под угрозой годовой план…»
«Уничтожение текучести рабсилы — залог ликвидации прорыва». Одним из трёх авторов этой статьи был Кедрин. Кроме проблем «текучки» «в статье обстоятельно говорилось о необеспеченности рабочих жильём и спецодеждой, о трудностях с питанием, об обезличке и частой переброске людей с участка на участок…»
И что же? Авторы статьи, вскрывшей истинное положение вещей, были обвинены в… хвостизме. Существовал в то время такой идеологический ругательный термин, изобретённый Лениным.
«В непосредственные обязанности литсотрудника Кедрина, — пишет Петрунин, — входили сбор материалов и подготовка к печати рабкоровских писем. Но вообще-то в редакции с её штатом в два человека приходилось делать всё – отчёты с собраний, очерки, репортажи, фельетоны. Сначала газета выходила один раз в десять дней, потом один раз в пятидневку и, наконец, с мая 1932 года — каждые три дня…»
«В 1932 году. — читаем в книге «Ровесник века», изданной к 100-летию завода, строго определилась специализация предприятия — выпуск трамвайных вагонов и 19-метровых вагонов для электрофицированных железных дорог. Завод должен был выпускать в год свыше тысячи вагонов, то есть сновился предприятием крупносерийного производства…»
Что касается вагонов метро, то их проектирование и производство началось при Кедрине, но первая товарная партия в 40 шт. была выпущена только в январе 1935-го.
«Ещё до начала работы в заводской газете, — пишет Петрунин, — Кедрин собрал рукопись первого своего сборника стихов «Свидетели», которую отнёс в Государственное издательство художественной литературы (ГИХЛ) поэту Василию Казину….» Она вышла только в 1940-м, но в настолько измененном и урезанном виде, что Кедрин назвал её «ублюдком».
«Уже активно публиковавшийся автор и литконсультант издательства «Молодая гвардия», поэт также «добросовестно работал в многотиражке, учил рабкоров владеть словом и сам подавал им в этом пример. Ему удавалось уже в заголовке материала сказать многое – «В девять дней рабочие вагоносборки прокуривают целый вагон», «Инженер Есученя притерся к стулу»…
Вошла ли производственная тематика в стихи Кедрина?
В стихотворении «Христос и литейщик», — замечает Петрунин, — прямым включением, как бы сказали мы сейчас, показан мытищинский завод:
Тонет в грохоте Швеллерный,
Сборка стрекочет и свищет,
Гидравлический ухает,
Кузня разводит пары.
Это дышит Индустрия,
Это Вагонный в Мытищах,
Напрягаясь, гудит,
Ликвидируя долгий прорыв.
«Основное, что дала Дмитрию Кедрину его работа в большом заводском коллективе, — это возможность личного участия не только в технической реконструкции завода, а в более сложном деле — в воспитании нового человека…» — таков вывод Петрунина.
«Надо много и внимательно наблюдать жизнь», — так сформулировал Кедрин задачу поэта.
Главный редактор прямого «наследника» «Кузницы» — многотиражки ОАО «Метровагонмаш» «Машиностроитель» — Наталья Зубарева вынашивала идею мемориальной доски целых 20 лет. «Наконец всё сошлось», — говорит она. Ей же принадлежит эскиз, реализованный в металле модельщиком цеха №33 Алексеем Коротковым.
Светлана Дмитриевна Кедрина нашла, что профиль отца в принципе похож, если бы не нос… Вообще же «возвращение» Дмитрия Борисовича на завод стало для неё полной неожиданностью и столь же неожиданной радостью. Ведь народу на открытие мемориальной доски собралось немало. И пока поэта помнят и читают его стихи, он – жив.
А слабо привести «Христа и литейщика» полностью? Что же РПЦ это не осуждает, а гоняется за какими-то Пусси Райот? А совковый сатанизм между тем продолжает буйно цвести и пахнуть средь бела дня в 21 веке. Граждане, вы рады ездить в вагонах, сварганенных из переплавленного Христа? Может, тогда и нечего удивляться, что у нас в метро рвутся одни люди, а другие бросаются под рельсы?
Христос и литейщик (1932)
Ходит мастер Грачев
Между ломом наполненных бочек,
Закипает вагранка,
И вязкая шихта густа.
Растворяются двери,
И пятеро чернорабочих
На тяжелой тележке
В литейку привозят Христа.
Он лежит, как бревно,
Перед гулкой сердитой вагранкой,
Притаившись, молчит,
Как баран под ножом на торгу.
На челе его — венчик.
На впалой груди его — ранка.
И Грачев молотком
Ударяет в зеленый чугун:
«Ты мне адом грозил,
Жизнь и труд у меня отбирая,
Ты мне рай обещал
За терпенье мое на земле,
Я не верю в тебя.
Мне не нужно ни ада, ни рая.
Собирайся, обманщик,
Ты сам побываешь в котле!
Хочешь ты или нет,-
Ты нас выручишь, идол грошовый,
Ты нам дашь свое тело,-
Густой и тягучий металл.
Переплавив тебя,
Мы в вагонах чугунной дешевой,
Облегченной деталью
Заменим цветную деталь».
Те, с тележкою, ждут.
И Грачев говорит: «Унесите!»
Рельсы глухо звенят,
И вагранка бурлит горячо.
«Не греши, человек!»-
Лицемерно взывает спаситель.
«Я сварю тебя, боже!»-
Ему отвечает Грачев.
И чугунного бога
К вагранке несут приседая,
И смеясь погружают
В горячий кисель чугуна.
Он скрывается весь,
Лишь рука миродержца худая,
Сложена для креста,
Из вагранки вылазит одна.
Он вздымал эту руку
С перстом, заостренным и тонким,
Проповедуя нищим
Смиренье в печали земной,
Над беременной бабой,
Над чахлым цинготным ребенком,
Над еврейским погромом,
Над виселицей, над войной.
Мастер ходит вокруг,
Подсыпая песок понемногу,
Мастер пену снимает,
И рыжая пена редка.
«Убери твою руку!»-
Грачев обращается к богу,
А вагранка бурлит,
И она исчезает, рука…
Исчезает навеки!
С размаху по лживому богу
Человек тяжело
Ударяет железным багром,
Чтоб с Христом заодно
Навсегда позабыли дорогу
В нашу чистую землю
И виселица и погром!
Тонет в грохоте Швеллерный,
Сборка стрекочет и свищет,
Гидравлический ухает,
Кузня разводит пары.
Это дышит Индустрия,
Это Вагонный в Мытищах,
Напрягаясь, гудит,
Ликвидируя долгий прорыв.
Я люблю этот гул,
Я привык к механическим бурям,
Я на камень сажусь
Меж набитых землею опок.
И подходит Грачев.
И Грачев предлагает: «Закурим… «
Что ж, товарищ, закурим,
Покуда он варится — бог.
Непонятно, к кому претензии? К поэту, к РПЦ (филиалу КГБ) или к автору поста? Главный герой всегда и везде — это Время, а оно бывает, как сказал поэт. «трудновато для пера»…
Ну да, такое ещё где-то у Трифонова было. Чего это (возмущается один персонаж)мне руку не подают? Мало ли что я в тридцатые делал — так времена такие были! Вот пускай с временами и не здороваются, я-то при чём?..
Offering university students to buy essays online we can guarantee that all course essays are written of the best standards.