Весело поющие даже в клетке
Когда-то граф Алексей Орлов-Чесменский вывел породу крупных кур с явно выраженным орлиным взором. Мытищинские птицеводы на своих личных подсобных хозяйствах взялись эту породу восстановить в первоначальном блеске…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора
В этом году День деревни Болтино проходил не только с песнями и танцами, но и под звонкий многоголосый хор петухов. Первым подал голос небольшой и лохматый, но симпатичный падван, через некоторое время его поддержал юрловский голосистый…
Несущий красное оперенье юрловский, привязанный за лапу к клетке, в которой сидели предназначенные для продажи куры-молодки, явно грустил. Квартировали они раньше вместе с падваном, но тот полез драться, и хозяин бойцов рассадил. Когда юрловкий поддержал-таки песню, его хозяин заметил, что голосистыми их зовут за длительное – «до двенадцати секунд тянут!» — кукареку.
В целом на выставку-продажу «Птичий переполох» Клуб кур породы орловская представил из своих птичников более 50 особей – не только орловских, но и других пород.
Когда все клетки были попарно (петух и курица) заполнены птицами, крику прибавилось. Под эти вокальные трио и квартеты мы поговорили с председателем Клуба Владимиром Жмылёвым (на фото слева) жителем Манюхино.
По его словам, Клуб занимается разведением кур орловской породы именно русского типа. «В своё время немцы у нас эту породу украли». Русская птица кардинально отличается от немецкой. Немецкие не бываю таких размеров.
Клуб, в котором на сегодняшний день состоит 15 птицеводов, проводит «монопородные» конкурсы с 2008 года, выявляя самых лучших орловских кур и петухов. В декабре этого года (когда подрастёт молодняк) пятый юбилейный конкурс в течение двух дней будет организован в Поведниках. С вручением наградных кубков тем, кто добился самых значительных результатов в разведении орловских кур.
Кубки будут не просто кубками, а назваными в память известного птицевода Бориса Степановича Антонычева. Школьный учитель-историк, он, по словам Жмылёва, дальше всех продвинулся в изучении орловской породы и больше всех её усовершенствовал. Даже немецким специалистам лекции читал, периодически приглашавшим его в Германию…
Постоянный участник общественных мероприятий Клуба Дмитрий Артёмова вывез на выставку кур породы брама разных расцветок: куропатчатых и голубокуропатчатых (понятно, с кем схожи), палевых и светлых. Мне понравились палевые.
Когда брамы сидят, вроде бы куры, как куры, ну, малость покрупнее моих домашних, беспородных (специалисты зовут их «деревенскими»), но как только пара куропатчатых встала на ноги, оказалось – гиганты!
Тот же эффект – от орловских: белых, ситцевых и пёстрых.
А вот карликовые кохинхины – в основном чёрные, но с гораздо большим гребешком, некоторые – со смешной красной шеей, абсолютно голой.
На мой вопрос, какая расцветка Артёмову нравится больше всего, он не нашёлся, что ответить, кроме как «А все – мои!»
Есть ли польза от таких акций? Для населения, да, соглашается Артёмов, — просветительская. «Таких кур люди никогда не видели!»
Если продать курицу с петухом, по его словам, «цена колеблется и может доходить до 10 тысяч рублей». Держат таких красавцев, в декоративном качестве, но вообще-то они считаются мясными. «Ты съешь петуха за пять тысяч?» — иронически спрашивает Артёмов. Я-то не стану, мне и своих беспородных хватает, а от богатеньких Буратин всего ожидать можно…
Нельзя сказать, что публики было много, но, думаю, сарафанное радио разнесёт о Клубе и его питомцах хорошие вести. Дети вслух размышляли: отчего это куры «все непохожие» и сами делали вполне логичный вывод: «потому что из разных семей».
Для своих «деревенских» кур – мы их называем курёнцы и цыплёнки – я тоже усвоил несколько уроков. Не обязательно ждать, что у курицы-несушки проснётся желание стать наседкой. Посадить её на яйца, накрыть на пару-тройку дней ящиком – нехай привыкает.
Опытные птицеводы отбирают яйца «на племя» только от двухгодовалого петуха, «вошедшего в силу», тогда как птицеводы, вроде меня, «деревенские» — меняют Главного Петю ежегодно. При этом мои куры – красавицы на загляденье!