Мозаичный лев — 5 (ВСЕ крепости османов)

Люди, годы, жизнь, Путешествия; Пятница, Июнь 1, 2012

Крепостные укрепления были нужны всегда. Странно, если бы в таком удобном месте, как мыс Африка, их не построили…

Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора

Вторая редакция

                         А на поверку вся эта твердыня
                         Затем до наших достояла дней,
                         Затем стоит новёхонька поныне,
                         Чтоб нам с тобой
                                     идти сейчас по ней…
                                             «Борисоглеб. Ход по стене»                                     
                                             Герман Валиков
                                             1969

Хотя эти стихи посвящены абсолютно другому фортификационному сооружению, они очень точно передают и мои ощущения. Только их автор смотрел с крепостной стены на вырастающую до неба родную землю, а я — на Средиземное море, резко приближающее горизонт…

С момента превращения  Махдии в столицу фатимидов,  здесь творилось много всякого. Крепостные укрепления были нужны всегда. Странно, если бы в таком удобном месте их не построили.
В 1057 г.  город захватили зириты, о которых мало что известно, кроме того, что они отметились и в мусульманских завоеваниях на территории Испании.

В 1148 году их выбили норманнские войска («французы из Нормандии», — уточняет Лев Гумилёв) моего сицилийского «знакомца» Роже II.
Сын Роже де Отвиля (короля Сицилии Роже I) нарушил перемирие с мусульманами Северной Африки.

«Им движет не только тщеславие. — Пишет Жорж Блон. —  Стать королём Ифрикии означает получить доступ к источнику всех богатств (особенно суданского золота), текущих из Африки в тунисские порты. Роже II, наследник морских традиций викингов, содержит кораблестроителей, которые разрабатывают для условий Средиземного моря разновидность быстрого крейсера на основе дракара. Он становится хозяином Средиземного моря. В 1148 году захвачен важнейший порт Махдия, нормандцы движутся вдоль алжирского побережья…  Идёт жестокое нормандское завоевание с грабежами,  поджогами, захватом рабов, увозимых в Сицилию, с требованием выкупа за знатных лиц…»

Но – «недолго музыка играла» — через двенадцать лет норманнов из Туниса  выбили альмохады, то есть берберы-мусульмане (арабизированные к XII веку), «для порядка»  разгромившие своих земляков-предшественников альморавидов.

Ситуация более-менее «устаканилась» на целых 350 лет. Тунис, можно сказать, обрёл местную правящую династию Хафсидов, последним султаном которой стал  Мулай Мухаммед, поддерживаемый испанской  короной.
Когда в 1534-м страну захватил знаменитый пират и искусный флотоводец Хайраддин Барбаросса, именно испанцы вынудили его отступить. Та же примерно история через полтора десятилетия произошла с очередным пиратом Драгутом.

От этих славных и кровавых времён в г. Тунисе сохранилась испанская крепость. По словам нашего гида Ахмеда-Соловья, камень, из которого она сложена, испанцы «позаимствовали» у развалин Карфагена.
К сожалению, осмотреть эту крепость детально не удалось – послереволюционная столица не располагала к тому, чтобы по ней вольно разгуливали русскоязычные иностранцы. Пришлось фотографировать фортецию на ходу через окно автобуса…

                …ибо что бы султан ни решил при своём дворе, то всегда  
                  остаётся неизменным                       
                           «Записки янычара»

«На испанских штыках» берберы, год от года теряя свои позиции, продержались до 1573-го. Да и неприлично это уже выглядело: вся Северная Африка была  давно захвачена турками-османами. Испанский флот, возглавляемый самим королём Карлосом I, «работавшим по совместительству» императором Священной Римской империи Карлом V (также мой сицилийский «знакомец»!) не смог этому воспрепятствовать…

А ведь, если верить историкам, в  XVI веке звезда османов стала клониться к закату. «Турецкое правительство, занятое преимущественно войнами, — пишет Виктор Семёнов, — и выколачиванием налогов из населения, совершенно не содействовало развитию торговли, промышленности и сельского хозяйства…»

Тут можно вспомнить, как 17-тысячный корпус янычар пошёл в поход на Астрахань в 1568 г., забыв почему-то «прихватить» пушки. По одним сведениям, участвовали в этом походе и крымчаки, по другим – они от этого уклонились.
Узнавший об осаде «Царь царей» Иван IV Грозный отправил на помощь астраханцам рать под водительством Богдана Бельского. Не дожидаясь встречи с ним, как и во всех прочих подобных случаях, янычары отступили.

*  *  *

Фото с сайта tourbina.ru

Попытка определить какие-либо закономерности в фортификационном искусстве турок-османов по картинкам в инете ни к чему не привела.
Самый знаменитый архитектор Османской империи  Синан-бей, хотя и был талантливым военным инженером, похоже, крепостями никогда не занимался.

Другая причина, по всей видимости, в том, что к моменту «взлёта пассионарности» османов, как в Европе, так и в Азии крепостей наштамповали с избытком. Завоёвывая ту или иную территорию, туркам оставалось лишь укрепить имеющиеся сооружения или, по нынешней моде, — реконструировать.

                     …ибо тому легко сопротивляться туркам,
                     кто знает расположение их укреплений.
                               «Записки янычара»

Фото с сайта turkey-info.ru

Так, например, поступил султан Сулейман I Великолепный, обновивший старую крепость в Мармарисе, как опорную базу своих войск перед броском на Родос в 1522-м.

Или возьмём чуть более близкую к нам крепость Измаил на Днепре,  взятую Александром Суворовым за каких-то два с половиной часа. Сперва она была генуэзской, затем – в 16 веке, как и крепость в Махдии, — турецкой.

Если теперь мы посмотрим на цитадель Старого Родоса, окажется, что она сохранилась в том виде, в котором  была при рыцарях-иоаннитах. Всё, что сделали турки, это возвели мечеть и минареты.

На острове Кос – та же картина. Здесь иоанниты построили несколько крепостей, включая «столичную» крепость Нерандзья. В ней, насколько помню, ничего мусульманского турки громоздить не стали. Мечеть с минаретом находится на центральной городской площади рядом с торговым центром «Агора».

А вот когда Сулейман на закате своих дней решил добить-таки  упрямых рыцарей на Мальте, этот «чудо-остров» с циклопическими укреплениями оказался ему не по зубам. Хотя, конечно, не приди помощь с Сицилии, неизвестно, как бы сложилось дело.

Кстати, о Сицилии…
На этом острове норманнских и более поздних крепостей (фортов) – пруд пруди. Редкая горка обходится без развалин с «кремлёвскими зубцами». 
Я попытался обследовать небольшую крепостицу над городком Франкавилла-ди-Сицилия. Едва ли не ползком с риском для жизни добрался до неё по гребню скалы, но   внутрь войти не смог: двор надёжно защищали колючие заросли в рост человека.

Возникла было у меня мыслишка, что знаменитая Старая крепость Камененец-Подольского – дело османских рук, но и здесь – облом. 
Весной  1672-го, — гласят источники, — армия  султана Мехмеда IV   включавшая также крымчаков и казаков гетмана Правобережной Украины Петра Дорошенко, вторглась в Подольское воеводство и Галичину.  У вольнолюбивых казаков был выбор – встать под знамёна Речи Посполитой или  Османской империи. Посовещавшись, они выбрали второе.

nice-places.com

Осадив Каменец-Подольский  большими силами, турки  принудили  его защитников к сдаче. В этих боях погиб знаменитый полковник Ежи Володыевский, известный нам, как «пан Володыевский» Сенкевича. 
И какие мы видим  «благоустройства» подданных султана в Каменец-Подольском? Минарет перед католическим собором, увенчанным к тому же золочёной фигурой  Богородицы. Он был сохранён по мирному договору между турками и поляками…

Ну, и, конечно, было бы интересно узнать, имелась ли крепость в балканской столице османов Эдирне, то есть римском Адрианополе, расположенном в «богатых дичью фракийских лесах». 

(Чтобы не очень сильно уклониться от тунисской темы, напомню здесь, что Адрианополем  при императоре Адриане  назывался и Карфаген).

Своей столицей  Адрианов град  сделал султан Мехмед II Завоеватель, в нём и родившийся. Лишь через пять лет после взятия Константинополя он перенёс столицу туда, теперь уже в Стамбул – «столицу трёх империй».

Султан был уникальной личностью: умный, коварный, жестокий до ужаса. Синан-бей изобразил его в задумчивости  нюхающим цветок. Нашла, вишь ты, и на очередного «отца народов» лирическая минутка.

Во время другого «сеанса», когда в 1680-м Мехмед позировал венецианцу Джентиле Беллини, султан приказал отрубить одному из рабов голову, чтобы  портретист смог рассмотреть, как сокращаются шейные мышцы…

С учётом того, что Эдирне, как и другие города на Балканах, существовали с античных времён, крепостные сооружения там безусловно строились и перестраивались неоднократно. Известно также, что крепость Эдирне русские войска взяли штурмом в ходе последней войны с турками в 1878 г.

Если бы не Британия и её блестящий премьер-министр Бенджамин Дизраэли, османы полностью лишились бы  своих европейских территорий, о чём в своё время страстно мечтали Екатерина II и  Сталин. Но Британия не могла допустить выхода России на Средиземное море, и сделала всё, чтобы этого не случилось.

                    …ибо у них, хотя в одной земле и тихо,
                    но в другой волна бьётся о берег.
                             «Записки янычара»

Похоже, в общем, целых турецких крепостей на Балканах вне нынешней Турции не сохранилось. С другой стороны, крепость – она и есть крепость: стены, башни, бастионы, жилые и служебные помещения.

К тому же строителями у османов «служили» пленные спецы-христиане. Они же были сапёрами и артиллеристами. Без их участия, утверждал в «Записках янычара» Константин Михайлович из Островицы, Мехмед II не смог бы в 1453 году взять Константинополь.

fotki.yandex.ru

Годом ранее, готовясь к последнему штурму византийской столицы, им была построена крепость Румелихисар – составившая пару с уже существовавшей турецкой крепостью Анадолухисар на азиатском берегу Босфора.

В книге «Древний город на берегах Босфора» Юрий Петросян рассказывает, как строился Румелихисар. Под личным присмотром  султана «четыре месяца трудились 6 тысяч человек, в том числе тысяча опытных каменщиков, собранных по приказу султана во всех его владениях…» 

turometr.ru

Анадолухисар возвели по приказу султана Баязида I в 1393-м.  Победное шествие Баязида по Европе прервал в битве при Анкаре знаменитый  эмир Тимур, ещё не успевший стать Тамерланом. Столицей его империи был Самарканд, один из моих любимых городов.

За плечами «железного хромца» 35 лет беспрерывной войны и смерть в походе на Китай. Я неоднократно бывал в его мавзолее Гур-и-Эмир. Вернее, это целый комплекс из восьми помещений, включающий мавзолей и купальню.

Как известно, саркофаг Тимура, спрятанный глубоко под довольно скромным нефритовым надгробьем, был вскрыт в 1941-м, перед самой войной. Сейчас же была сочинена легенда, что, мол, война поэтому и началась. Но Вторая Мировая грянула не 22 июня 1941-го, а 1 сентября 1939-го, и нападение Гитлера на Советский Союз – её значительная, но не единственная часть.

Боевые действия велись и в Тунисе. В 1945 году бывшего «здешнего» командарма Бернарда Монтгомери мой отец видел в Берлине…

Вернёмся, однако, к Тимуру. Он интересен нам, поскольку успешно воевал и против Золотой Орды и против османов. На «нашей» территории он  в 1395-м захватил Азов, а несколько позднее Астрахань.

Когда в 1471-м, то есть при султане Мехмеде II, Азов взяли турки, город ещё лежал в развалинах.  Османы построили крепость, если верить реконструкции – со стенами, стоящими «сикось-накось» и с внутренним замком, как в случае с крепостями Анадолухисар и Румелихисар.

Этой крепости, неоднократно переходившей из рук в руки, не повезло. Она была разрушена неоднократно, и в конечном итоге – срыта.

publicanions.spo_.ua

Зато другой крепости Ени-Кале – возведённой османами в Керчи уже на излёте своего могущества в самом начале XVIII века – повезло больше. Боевых действий на её долю не досталось, и в конечном итоге её вообще взорвали. Хорошо, что не доломали до конца.

У этой крепости можно заметить некоторое сходство с тунисской, хотя утверждается, что её архитектором был итальянец Голоппо, почему-то более нигде на этом своём поприще не засветившийся.

Зато известно, что гарнизон Ени-Кале насчитывал более тысячи человек, к услугам которых была не только мечеть, но и баня. Размещались на территории крепости и обычные жилые дома, чтобы, значит, жить да не тужить, любоваться со стен на морские просторы да покрикивать в «матюгальник» на проходящие  суда: «Эй, на барже! Пошлину заплатить не забыли?!.»

*  *  *

Сфотографированный мной в полумраке казематов Бордж-эль-Кебир
рисунок изображает осаду Махдии в 1550 году.
Кто кого атакует, я не разобрался. В мае город захватил Драгут.  Но уже в сентябре – знаменитый  пират в это время «работал» по италийскому побережью, а затем атаковал Мальту, — Махдию взял в клещи объёдинённый флот испанцев, сицилийцев и мальтийских рыцарей под командованием «божественного» генуэзского адмирала Андреа Дориа.

В этой картинке, однако, нужно обратить внимание не столько на сцены осады – как с моря, так и с суши – а на крепостные стены, окружающие весь Старый город фатимидов. Они имеют штук тридцать башен – не меньше.

Естественно, турецкой крепости в то время ещё не существовало. Полагаю, для её строительства османы взяли  камень из крепости «с картинки», когда  в 1574 Тунис был захвачен силами 40-тысячным корпусом Синан-паши при поддержке турецких войск из Алжира.

Властвуя отныне над всей Северной Африкой, османы за столь мощную оборону Махдии уже не переживали. Для чего же они возвели свою крепость именно на южной стороне мыса?
Единственный ответ – для защиты порта, существующего на мысе Африка со времён финикийцев по сей день…

Итак, я подходу к крепости – с южной стороны, тогда как её фасад обращён на запад…

Площадь перед входом прикрывает батарея – её пушки, впрочем, в очень плохом состоянии. Атакующие,  подберись они к площади, попали бы под перекрёстный огонь.
Но сама фортеция сегодня разоружена – ни одной завалящей пушчонки, как, к примеру, на грозных бастионах Родоса и Мальты.

Входя в ворота правого бастиона, попадаешь в казематы с  высокими потолками и широким центральным коридором. Отсеки в нём обставлены скамейками – вероятно, для отдыха караула. Там и сям – без какой-либо системы разложены капители античных колонн, валяются разнокалиберные каменные ядра. Возможно, крепость используется для хранения найденных артефактов из соседствующей с ней «археологической зоны».

В правом  торце коридора – касса. На мой вопрос о мозаичном льве старичок-кассир, вполне вероятно, излагает истинное положение вещей. Мозаика находится в музее, а «Башня на мысу» — общее названия вот этого самого – кассир разводит руками — мыса Африка.

Хочешь верь, хочешь  не верь! Может, тунисцы снесли эту, «облюбованную туристами» башню от греха подальше?..

Пока я покупаю билет за 5 TD плюс талон за 1 TD, разрешающий фотосъёмку, в противоположном конце коридора открывается дверь, и в каземат входит девушка с фотоаппаратом. Развешенные по стенам стенды она «щёлкает» подряд, не пропуская ни одного. По виду – француженка и, вероятно, собирается сделать об историю крепости какую-то работу. Знай я французский, перекинулся бы с ней на эту тему.

«Управление крепости таково, — в 1400 году подробно разъясняет потенциальным борцам с османами автор «записок Янычара», — существует один человек, который владеет всеми и которого зовут диздар… следующее за ним должностное лицо они называют чехай…, а за ним булюк-паша, как десятники; чем больше крепость, тем больше в ней служащих, и они не имеют никаких других доходов, кроме службы…»

Их других источников известно, что «военнослужащие»  крепостного  гарнизона назывались мустафизами. Диздар же был главным не только в крепости, но и в городе, однако покидать крепость не имел права без особого распоряжения.
Чужаков в крепость не пускали, и даже своих, прибывших по делу, — провожали небольшой группой и под охраной.
Размещённые в крепостях склады, принадлежащие, как и всё в империи, султану, — вскрывать можно было только в случае войны…

Пройдя тёмным коридором насквозь и поднявшись по небольшой лесенке, я оказался в довольно обширном пустом дворе. Думаю, три батальонные «коробки» тут разместились бы запросто, следовательно, гарнизон мог начитывать не менее 600 человек.

Часть этого «плаца» занимает какое-то  запертое строение с волнистой крышей – похоже, внутри у него потолки также сводчатые.

Поднявшись на стены с широкими зубцами я обошёл их все по периметру. Лучшие виды, конечно – на мыс Африка с его маяком и на древний порт фатимидов, окружённый знаменитым Морским кладбищем.

С северной стороны жилые дома стоят через улицу, и со стены хорошо видно их обустройство.
Вид на город и современный порт не столь впечатляющие.

Симпатичная надстройка с окнами, выходящими на город, судя по всему, была жилой. В ней только-только начали размещать историческую экспозицию.

Не без риска, но можно подняться на её  крышу, что я и сделал.
Здесь, в самом высокой точке сегодня развевается флаг Турецкой Республики, как в XVI веке гордо реал алый стяг Османской империи.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ — 1

Поездки в Израиль в марте 2012 года поплнила мой багаж сведений об османских крепостях Ближнего Востока.

На холме Яффо — этот дрений город сегодня является южным пригородом Тель Авива — сохранилось  крепостное сооружение турок, пережившее штурм Наполеона в самом конце  XVIII века  и наступление анличан в ноябре 1917-го.

Крепоть неплохо смотрится, особенно — на закате, когда поднимаешься на холм со стороны Тель Авива.  В данном случае вид сверху не слишком спечатлителен.

Другое дело — Акра!  Её старательно укреплял противник Наполеона Джеззар-паша. а затем — его сын Сулйман. В сентябре 1918-го  она досталась англичанам, похоже, без особого труда.

Теперь она — Старый город а современном Акко.  Как и крепости Родоса, здесь живут люди — в некоем  старанном пространстве, переполенном тенями и призраками прошлого…

Tags: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Один коментарий to “Мозаичный лев — 5 (ВСЕ крепости османов)”

  1. Виктор Чаркин

    Класс-с-с!..

    #20508

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит