Большим дорогам — большие знаки!
Чтобы остаться в бизнесе, коллективу когда-то гремевшего на всю страну мытищинского завода «Дорожные знаки», пришлось начанать дело с нуля…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора
Об этом предприятии мне приходилось рассказывать не раз – в его уже постсоветском статусе ОАО — открытого акционерного общества. В рыночных условиях жёсткой конкуренции заводу до поры до времени удавалось сохранять свои позиции.
Одним из первых завода стал применять в своей продукции светодиоды вместо ламп накаливания, то есть перешёл на энергосберегающие технологии.
Первой серьёзной проблемой стало для «Дорожный знаков» место жительства почти в центре города. Завод предполагалось вывести на новую площадку. По какой-то причине оформление земельного участка затянулось, а затем и вовсе стало невозможным из-за изменившихся «правил игры».
Когда занимаемый заводом участок с соседними землями был продан крупной компании, некоторое время «Дорожные знаки» продолжали работать, но строительство второй очереди «Красного кита» подвело под этой работой окончательную черту. Главный акционер, полноправный владелец предприятия, рассчитавшись с акционерами-миноритариями по минимуму, завод прикрыл – якобы за неприбыльностью.
Конечно же, блин, торговать куда интереснее в смысле кэша!
А куда деваться коллективу, особенно тем работникам, которым осталось до пенсии всего ничего. Люди за советом пришли к Александру Муре, занимавшему в то время пост исполнительного директора предприятия.
Стали, как говорится, «думать и гадать».
Александр Ефимович – человек опытный. К тому же, хотя и числился в «красных директорах», вырос до руководителя производства из высококлассного токаря…
На другой площадке, где сегодня обосновалось фактически новое предприятия ООО «Дородные знаки», Муря показывает мне коллективное письмо в адрес прежнего владельца закрытого предприятия. С предложением – выкупить заводское оборудование по остаточной стоимости. Всё равно быть ему выброшенным в утиль.
«Вот, пришлось, несмотря на возраст, стать предпринимателем», — говорит новоявленный генеральный директор. – Выкупать оборудование пришлось на свои деньги, полученные, в частности, по полному расчёту при увольнении. К работе приступили в апреле сегодня у нас по штатному расписанию 20 человек»…
Достаточно быстро набрать производственные обороты малому предприятию помогли старые связи – основа любого бизнеса. Причём, связи именно в бизнес-структурах, чиновники, чтобы спасти производство, пальцем о палец не ударили. Подумаешь, пострадают два десятка человек!
«Сначала некоторые постоянные заказчики, конечно, нас потеряли, но сегодня в основном контакты восстановлены, — отмечает Муря нынешние плюсы. – У нас сохранились два старых телефона и – с минимальной правкой — сайт предприятия».
Но в дальнейшем разговоре выясняются и минусы. Возможно, переехав на новое место, «коллектив попал из огня да в полымя». Едва квартал отработали, а уже владелец земельного участка выставил его на продажу. В идеале часть территории можно было бы выкупить и построить новый завод. Нужно, однако, «крепко подумать», просчитать варианты, найти необходимую сумму.
Перспективы у «Дорожных знаков» есть, даже исходя из названия.
Строительство и реконструкция дорог – один из основных приоритетов не только в Московской области, но и в целом по стране. К тому же всякая дорога в таком регионе, как наш, — ещё и двигатель экономического роста. Автосервисы, магазины, всевозможные рекламные «носители». Есть, где развернуться предприятию, не растерявшему многолетний опыт и специалистов.
Смотрим эти «активы». На участке компьютерной графики, окружённый «красавицами», работает на плоттере Владимир Морозов. В этой самой графике для него секретов нет.
Сварщик Николай Уткин сваривает каркасы рекламных щитов 4 на 2,5 метра. «Надо больше? — спрашивает он меня, увидев, что я промеряю конструкцию шагами. – Сделаем больше!»
Поблизости слесарь-сборщик Сергей Баранов – о нём мне уже приходилось рассказывать – заканчивает сборку знака, ограничивающего скорость движения. «На старом месте я все двадцать лет доходил из дома на работу пешком за 40 минут. – отвечает он на мой вопрос, проще или сложнее стало добираться до предприятия. – А теперь – сел возле дома на автобус и приехал».
На вопрос, изменилась ли зарплата, отвечает, что выросла в полтора раза. «Это правда?» — уточняю у Александра Ефимовича. «Конечно, теперь же он сам на себя работает!» — смеётся генеральный директор.
Довольна зарплатой и также знакомая мне Ольга Наговицына, оператор шелкографических работ. И профессия ей нравится – почти десять лет уже ей отдано.
А самое интересное в работе, признаётся она, – делать большие красивые щиты с рекламой яхт-клубов и ресторанов. Эти изделия Наговицыной со товарищи можно увидеть неподалёку на Осташковском шоссе.
«А чем всё-таки сманил вас Александр Ефимович?» — спрашиваю собеседницу «Ничем, — отвечает, — мы сами за ним пошли…»