Континент IT. Ирина БЕРШАДСКАЯ
В основных конкурсах компьютерного творчества, которые в прошлом учебном году проводило Мытищинское управление образования, самое большое число призовых мест завоевали воспитанники гимназии №1. Информатику у них ведёт замдиректора по ИКТ Ирина БЕРШАДСКАЯ…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото с сайта cnopa.mytyshi-school1.edusite.ru
С Ириной Витальевной я знаком давно. Наконец возник повод поговорить не просто о том о сём, а на конкретную тему. Тем более, что на некоторых конкурсах я побывал.
Вопрос простой: откуда что берётся? На конкурсы ведь нужно настраиваться, подавать заявку. К конкурсу нужно готовиться. Или, может быть, не надо?
— Не знаю, как в других школах, а в нашей гимназии с 2008 года действует программа работы с одарёнными детьми, — рассказывает Бершадская. — она выложена на сайте гимназии.
Мы этих детей специально не отбираем, но стараемся их привлечь к участию в конкурсах. Одарённость, однако, не означает, что всё уже ребятам известно и любые задания они могут выполнять, шутя. Необходимо заниматься, вникать в возможности тех или иных компьютерных программ…
По словам Бершадской, основная работа с детьми ведётся в школе. Дома они и так очень заняты: музыка и танцы, живопись и компьютерные технологии, много чего ещё.
— Огромное количество времени я уделяю этим ребятам. Отсюда и результат. Двенадцать призовых мест – это мы говорим о конкурсных номинациях. А в целом награждённых школьников больше двадцати.
Конечно, год на год не приходится. Оно и понятно. Сегодня «идёт волна» очень одарённых и, главное, при поддержке учителей стремящихся эту одарённость проявить. Завтра – волна одарённых не слишком и вдобавок не проявляющих особого желания ни заниматься дополнительно, ни с кем-либо соревноваться…
С каждым школьником, желающим участвовать в конкурсе, Бершадская занимается индивидуально. К «натаскиванию» эти занятия отношения не имеют. Основная трудность для ребёнка – сформулировать свою идею, не «подсмотренную», исходя из того или иного творческого задания.
Когда совместными усилиями идея обозначена, школьник подбирает под неё необходимый материал, чтобы затем вместе с учителем определить, какая информации подходит, какая нет.
Традиционная конкурсная номинация «новогоднее поздравление» пользуется у ребят устойчивой популярностью. Нафантазировать вокруг всеми любимого праздника можно многое, вопрос – в реализации этих фантазий.
В Первой гимназии не первый год «подсобной технологией» для реализации идей служат пластелиновые мультики.
В номинации «видеомонтаж» воспитанники Бершадской пытаются выстроить историю не только их подобранных картинок, но также из самостоятельно отснятых сюжетов,
Да, подсказка педагога зачастую является определяющей, Но в этом процессе школьник учится генерировать идеи самостоятельно и оценивать их перспективность. Ведь вообще-то, научившимся лихо барабанить по клавиатуре школярам кажется, что они всё уже умеют.
Умеешь? Молодец! Предложи идею для конкурса «Наука». Да ещё в номинации «3D графика». Конкретную задачу условия конкурса не определяли. Полная свобода для компьютерного творчества!
— Наши ребята сами придумали, какую возьмут тему – памятники, посвящённые российской науке, как таковой, — говорит Бершадская. – Они провели огромную работу в интернете, выяснили, что памятники такого «содержания» можно пересчитать по пальцам, придумали свои проекты и сумели их исполнить с высокой оценкой…
И всё же в нынешней продвинутости детей в информационных технологиях Ирина Витальевна видит не только плюсы, но и минусы. И не потому, что они просиживают за компьютером многие часы. Воспринимая интернет, как вечную шпаргалку, имея возможность в любой момент с мобильника выйти в Сеть и найти нужный ответ, они разучились учиться…
— Первое, что делают дети, приходя ко мне – заводят электронный почтовый ящик, — раскрывает другие тайны своей методики Бершадская. – Выполнил ребёнок домашнее задание, сейчас же отсылает его мне на проверку. Это избавляет нас от лишней писанины.
Помимо «стандартных уроков» на своём личной сайте Ирина Витальевна ведёт тестирование учеников, дабы «картина была ясна абсолютно».
Двоек по информатике она «не приветствует», хотя, как текущей оценкой иногда неудом пользуется. А вот чтобы ребёнок приходил к ней после уроков и переделывал задание, — приветствует. Да и в целом по гимназии это скорее правило, чем исключение.
Классы информатики здесь делятся на группы мальчиков и девочек. Бершадская ведёт мальчиков, Лариса Сухоминская – девочек. Этот принцип даёт хороший результат.
Старшеклассники, будучи уже во «влюбчевом возрасте», на уроках не отвлекаются. Среди воспитанников Сухоминской – также немало победителей конкурсов, хотя она изначально – учитель физики.
Говорили мы и о том, насколько квалификация учителей информатики соответствует современному уровню. «Хотя и немного, но отстаём. – признаётся Бершадская. – Курсы повышения квалификации не дают тех знаний и навыков, которые раньше давали занятия «с погружением» в Федерации интернет-образования. Отсюда проблема – за прогрессом мы не успеваем. Вероятно, школа, как таковая, весь учебный процесс должны строиться и финансироваться иначе».
Ирина Витальевна недоумевает по поводу внедрения в школьную практику бесплатного Linux вместо платного Windows. Экономия от такой акции кажущаяся, да и не так дорого стоит сегодня испытанный, понятный и отработанный Windows.
С Линуксом – намучились: то одно оборудование не работало, то другое – не подключалось.
«Почему этот эксперимент, вероятно, кем-то явно пролоббированный, у нас проводят на детях, а не на чиновниках? – задаётся вопросом педагог. – Дети должны получать отработанный продукт. А куда потом идти с этим Линуксом, если он на предприятиях и в организациях практически не применяется?»
Система образования в стране, по крайней мере, на словах, реформируется. И говоря о недостатках высшего и профессионального образования в целом, специалисты всё больше приходят к выводу о необходимости глубокой школьной реформы. Вопрос «Что делать?» пока остаётся без ответа.
Как здорово написано статья. Читается легко на одном дыхании. Чувствуется автор постарался и вложил душу в каждое предложение.