Memory. В поисках юности
Этот старый дом на Маяковке давно пора бы снести, а, поди ж ты, сердобольные хозяева собирались его ремонтировать. С какого боку ни зайди, его со всех сторон окружают дороги, «проезжая часть»…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора
Один из памятных для меня моментов прошлого года…
В московском пресс-центре «Интерфакса» состоялся пресс-брифинг «Партнёрство Российского банка развития (РосБР) и банка «Возрождение» в рамках государственной Программы поддержки малого и среднего предпринимательства».
Взаимный интерес двух этих банков, хорошо известных на рынке финансовых услуг, не возникнуть не мог. РосБР «выступает проводником государственных ресурсов и обеспечивает их доступность для субъектов МСП» с 2004 года. В свою очередь КБ «Возрождение», если верить его руководству, лидирует по числу кредитов, выданных «малышам» в Подмосковье.
О своём видении ситуации говорили не только симпатичные банкирши, но и руководители предприятий, получивших кредиты на развитие, по их утверждению – выгодные. Ой ли? Позже от одной из знакомых банкирш я слышал, что программа выполняется только на бумаге…
Организация брифинга мне в целом понравилась – без лишней волокиты и даже с приличным ланчем. Странно только, что пишущим журналистам особых удобств в «Интерфаксе» не создано – ноутбук или записную книжку нужно держать на коленке…
Но меня больше тревожил не этот рабочий момент, а тени прошлого. В оны времена в этом здании, переехав из узких коридоров левого крыла «Дома Ростовых», размещалась уже пережившее свою «оттепельную» славу редакция журнала «Юность».
Я специально приехал за час до начала «прессухи» и дважды обошёл здание по кругу. С тыла сохранилось даже лабазное окно, забранное решёткой. С трёх сторон – входы и Интерфакс. Оказалось информагентство занимает весь дом целиком.
В коридоре за дверями пресс-центра по обе стороны висят фотографии «медийных личностей», из которых «в живую» я встречался только с Геннадием Онищенко…
Но прежде в этом помещении случились у меня другие встречи!
Уволившись из рядов славной РККА, я начал методически обходить многочисленные редакции столичных литературных журналов и всяческих издательств. Было их немало – в одной только «Башне» на Сущёвском валу, д.5 – полтора десятка. Везде, как правило, тихие тёмные коридоры и никаких тебе очередей из молодых авторов, жаждущих прославиться.
Добравшись, наконец, до «Юности», я, как мне показалось, встретил понимание. Из толстой пачки машинописных страниц отобрал мои лучшие стихи не какой-нибудь графоман, присосавшийся к редакционной деятельности, а маэстро Юрий Ряшенцев.
Пример, что он ещё «могёт» я отыскал в 4-м номере «Знамени» за 2011 год:
Где оно, поколенье твоё? Ищи-свищи,
покуда ещё не мгла.
Разводят на дачах хвощи, варят борщи —
завершают дела.
Потому отвечай за всё. Был хуже всех:
бражник, мозгляк, книгочей!
А теперь этот белый снег, этот чёрный смех —
только твой удел. И ничей.
В тот ли раз или в другой наблюдал я картину, как Валентин Берестов расцеловал Ряшенцева со слезами на глазах. Видно, был повод.
У детского поэта Берестова есть поучительная строчка «Кто раньше встал, успел понюхать ландыш». То ли парафраз от «кто первый встал, того и тапки», то ли намёк, что ландыши успеют ободрать зловредные индивиды…
Какое-то время мне чуть ли не клятвенно обещали опубликовать пять-шесть моих опусов в номере журнала, приуроченному к какой-либо «военной дате». Даже фотографию затребовали, и я, дурак-дураком, погрузив в объёмистый портфель свой личный танковый шлем, поехал в редакцию фотографироваться.
Но в «Юности» меня ждал уже не литературный консультант Ряшенцев, а — самолично — редактор отдела поэзии Николай Новиков. Он запомнился мне стихотворением про самолёт: «По небу полуночи ангел летел, вращая стальными винтами… И лишь из-за женщины в пятом ряду, немного похожей на ночь и звезду, он смог так легко приземлиться.»
В общем, мой номер – в прямом и переносном смысле – не прошёл!
Но это ещё не все памятные встречи.
Когда я только подгребал к заветной двери, из отдела поэзии выходила прелесть какая девушка, и некий всезнайка-доброхот подсказал мне: это Марина Вирта, жена завотделом Новикова. Редкостная фэмили, — решил я, следовательно, красавица ещё и дочка «крупного советского драматурга».
Чуть позднее, в 1987-м. Дмитрий Сухарев в своих «Театральных историях» вспомнил сталинские времена и одну из драматических поделок Николая Вирты, двухтомник (если не четырёхтомник!) которого мне дарили, как председателю заводского общества книголюбов. Не помню, чтобы я его открывал. Но суть не в том.
В дневнике прекрасного поэта Давида Самойлова под 1 сентября 1979 года значится: «С утра Марина Вирта. Играющая беспомощность поэта, но хваткая…»
Ну, хваткая, и что? С чего я-то взял, что она дочь – Николая Вирты? Чёрт его знает. Она ведь Ильинична, «не Коли дочь, но Ильича». Неясно также, жена она Новикову или нет…
Бросив однажды нудное дело разноски и рассылки стихотворных подборок и – даже! – книжных рукописей, как-то я с товарищами заявился в «Юность» на занятие знаменитого ЛИТО «Зелёная лампа».
Его руководитель, «затянутый в сюртук» Кирилл Ковальджи удивил меня тем, что совершенно не вмешивался в процесс чтения и обсуждения стихов. Помню, что-то самостийное гордо продекламировал Алексей Парщиков, всё занятие расхаживавший у нас за спиной. Я бы мог сделать по его текстам какие-то замечания, но почему-то отступил от всегдашней привычки бросать злые реплики с места. Да и чего ради?
«Птенцов гнезда» Ковальджи я потом нередко встречал на различных мероприятиях в ЦДЛ, а то и в концертных залах. Кроме Евгения Бунимовича и, конечно же, «первого поэта XXI века» Александра Ерёменко мне никто из них особо не нравился. «Свой голос» всегда означал для меня наличие в стихах реального быта или, как мы говорили в своём кругу, «мяса».
Конечно, гений может сделать стихи «из ничего», и они будут потрясать, но это уже такая поэзия, которую я бы сравнил с чистым спиртом…
Вспомним здесь ещё раз Ковальджи — без сюртука:
В тех местах, где влюблённые водятся,
Не приходиться больше бывать…
Но как же поиски «Юности»?
Они оказались вполне успешными. Как я и предполагал, из особняка журнал переехал чуть дальше по улице. Его старую «вывеску» с юной иронически-холодной красавицей Стасиса Красаускаса я обнаружил на доме №10. Она показалась мне артефактом Древнего Египта…
Надо было особняк сфоткать. Старая Москва уже на вес золота…
Было бы отлично, если бы сайтов таких было бы побольше
Больше быть — может. Проблема в том, что люди знающие своими знаниями делиться не спешат, а ничего толком не знающие (нет, не был, не участвовал) летят впереди паровоза
Хороший блог, почитал — добавил в закладки, пишите побольше, буду следить по рсс.