Метровагонмаш. Какие конкуренты хороши
В 2012 г. – итоговые результаты уже просчитаны – Метровагонмаш демонстрирует беспрецедентный рост производства…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото Вячеслава НЕСТЕРОВА
При содействии пресс-службы предприятия в канун Дня машиностроителя в эксклюзивном интервью Мытищинскому Информагентству об этом рассказал Андрей АНДРЕЕВ, генеральный директор ОАО «Метровагонмаш» и генеральный директор ЗАО «Трансмашхолдинг».
— Андрей Анатольевич, с каким настроением встречаете свой профессиональный праздник?
— Праздник – мероприятие хорошее, потому что встречаем мы его серьёзными трудовыми успехами. Предприятие динамично развивается. За последние три года объём производства постоянно повышался.
В 2010 г. он составил 11,4 млрд рублей, в 2011 г. – 15,3 млрд рублей и в текущем году выйдем на 25,5 миллиарда. Рост, таким образом, в прошлом году составил 34 проц., а в этом году выходим на 67 проц.
Основное увеличение дадут вагоны метро. В этом году мы должны изготовить 440 вагонов. Большинство из них – для Московского метрополитена.
Поставляем мы метровагоны также Минску, Киеву, Софии.
Серьёзным прорывом стала поставка наших вагонов Санкт-Петербургскому метрополитену и Казанскому. Раньше это была вотчина конкурента – питерского «Вагонмаша». Очень приятно, что эти метрополитены заинтересовались нашей продукцией.
— Вагонмаш, насколько нам известно, обанкротился…
— Да, но, говоря откровенно, — к моему сожалению. Хорошо иметь такого конкурента, с которым достаточно легко «справляться». Но ведь свято место пусто не бывает, и на его место, наверное, придут более сильные игроки. С одной стороны это хорошо, с другой – вызывает определённые сложности…
По рельсовым автобусам мы также удвоили объёмы по сравнению с прошлым годом, выйдем где-то на 55 вагонов, из них 40 процентов – экспортная поставка Сербским железным дорогам.
Пятьдесят процентов заработанной предприятием прибыли мы вкладываем в развитие. Объём капитальных вложений составит порядка 100 млн рублей. Поставлен новый сдаточный цех. Освоен также, как мы его называем, новый самосвальный корпус, до которого руки не доходили 20 лет.
За два последних года среднесписочная численность заводчан увеличилась на тысячу человек. За это же время мы подняли среднюю зарплату почти на 28 проц. И сегодня она достигла 43,5 тыс. рублей.
Вдвое возросла производительность труда. Если президент Владимир Путин ставит задачу поднять производительность вдвое к 2020 году, мы это уже сделали!
— Трансмашхолдинг продолжает инвестировать в модернизацию завода?
— В текущем году инвестиции достигли 1 млрд 100 млн рублей. В прошлом году, если не ошибаюсь, было 800 миллионов, в 2010-м – 600 миллионов. В предприятие холдинг вкладывает не менее 40 проц. заработанной прибыли, считаю, этого вполне достаточно.
— Недавно в Берлине завершилась крупнейшая выставка InnoTrans, на которой холдинг демонстрировал новые метровагоны и рельсовые автобусы. Вы видите потенциальных покупателей этой продукции, кроме тех, кто уже является вашим клиентом?
— Я на этой выставке был, там присутстовала большая делегация от завода и от Трансмашхолдинга. Технику, как таковую, мы не выставляли, это накладно, в том числе из-за другой ширины железнодорожной колеи, но показали модели и презентационные материалы практически на всю продукцию холдинга.
Нашими рельсовыми автобусами заинтересовалась Финляндия, Казахстан, Монголия и другие страны. Думаю, мы продолжим часть своей продукции поставлять на экспорт.
— Насколько динамично увеличивается производственная интеграция внутри холдинга, и в чём вы видите её перспективу для Метровагонмаша?
— Вопрос совершенно правильный! Сегодняшние успехи были бы однозначно невозможны без консолидации усилий всех предприятий холдинга. Поднять производство за год почти на 70 процентов! Только производственники понимают, что это такое.
Помощь Метровагонмашу оказывает в первую очередь Тверской вагоностроительный завод, который освоил производство кузовов и частичную сборку интерьера вагонов. Центросвармаш организовал производство рам тележек. Демиховский машиностроительный завод — производство колёсных пар, КМТ – производство дверей. Как видите, интеграция достаточно широкая.
— Холдинг достаточно жёстко требует от всех своих предприятий снижать потери, внедряя систему бережливого производства…
— В этом вопросе у меня большие претензии к Метровагонмашу. Хотел бы, чтобы наше предприятие было в этом плане лидером.
Пока же таким лидером у нас является крупнейший в мире Новочеркасский электровозный завод, который несколько недель назад сертифицировал своё производство по международным стандартам IRIS.
Вот это, я считаю, серьёзное достижение! Был бы очень рад, если бы и Метровагонмаш добился подобного в кратчайшие сроки. Система, конечно, достаточно сложная.
— Существует вопрос международных конкурентов, но со многими из них вы давно сотрудничаете. Насколько активно они «прорываются» на наш рынок?
— Об этом лучше говорить на примере холдинга. Великолепная тройка – Сименс, Альстом, Бомбардье – с одной стороны конкуренты, но с каждым из них мы работаем. Альстом — вообще наш стратегический партнёр, полноправный акционер, уже реально выкупивший четвёртую часть холдинга. Тут уже никакой конкуренции быть не может.
С Сименсом мы плотно работаем на Тверском заводе. В этом году сделаем 30 вагонов «Ритц» пассажирского сообщения, они будут ходить в Париж и в Ниццу. Общий заказ – выпустить 200 таких вагонов за три года. Бомбардье – является акционером с 20-процентой долей на нашем Октябрьском вагоноремонтном заводе в Питере.
Для нас гораздо более актуальным является вопрос конкуренция не со стороны этих мощных компаний. На выставке в Берлине я был впечатлён тем, сколько небольших производителей сегодня выходит на рынок рельсового транспорта – таких, как Шкода, Ратем, Штадлер. Они в последние годы действуют гибко и агрессивно. Об этом надо серьёзно задуматься.
— Есть ли у завода претензии к районному руководству, а у района – к предприятию?
— Одно от другого я не отделяю. Тем более, глава района Виктор Азаров – бывший заводской руководитель, а я всегда за то, чтобы люди росли, прикладывая свои знания, ум и профессионализм ТАМ, где это востребовано гражданами в первую очередь.
Приятно, что район активно участвует в жизни завода. Все наши просьбы о поддержке никогда не остаются без ответа. Например, администрация помогла нам с выделением земли под общежитие для рабочих.
Этот же вопрос – построить малосемейное общежитие напротив завода — мы намерены обсудить и, думаю, район и город нас поддержат. Даже то, что глава района присутствует на нашем празднике – большая честь для заводского коллектива.
Добавлю здесь, что в бюджеты всех уровней Метровагонмаш перечисляет 2,5 млрд рублей налоговых платежей. При том, что, конечно, по закону основная доля этих денег уходит в федеральный и областной бюджеты.
— Насколько поставленная вами пять-шесть лет назад задача превратить Метровагонмаш в полноценное сборочное производство близка к реализации?
— По новой технике (метропоезд мод. 760) так мы дело и ведём. Мы не тащим на себе полный спектр производимой продукции. Здесь должна быть инженерия, доводка, изготовление ключевых компонентов: тележка, кузов, электротехника…
Много интересного на сайте. Спасибо . Ну просто таки не сайт, а кладезь интересной информации!
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
надо проверить 48 цех!там зарплата 20000р???????????
рабочие 48 цеха бедствуют!