ММЗ: гонка за лиТером
Более 200 лучших образцов вооружения и военной техники российских предприятий было представлено на выставке вооружений IDEX-2013 в столице ОАЭ — Абу-Даби. В их числе зенитно-ракетный комплекс «Бук», шасси для которого производит Мытищинский машиностроительный завод…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото Вячеслава НЕСТЕРОВА
Накануне выставки «Рособоронэкспорт» обнародовал результаты своей деятельности за минувший год. В 2012 году стоимость оружейного экспорта составила около 12,9 млрд долларов, тогда как годом ранее эта цифра чуть превышала 10 млрд., а в 2010 году равнялась 8,7 млрд.
Машина мытищинских оборонщиков была представлена в экспозиции концерна ПВО «Алмаз-Антей» и, как ожидается, в августе 2013 г. будет участвовать в авиакосмическом салоне МАКС-2013.
По информации сайта предприятия, объём выпущенной ММЗ продукции в 2012 г. превысил 5 млрд рублей, почти на 15 проц. больше, чем в 2011 г.
Недавно ММЗ приступил к производству нового гусеничного шасси для зенитно-ракетного комплекса семейства «Бук». О том, как продвигается эта работа, мне рассказал технический директор ОАО «ММЗ» Алексей СМИРНОВ.
— Начну с того, что в прошлом году завод изготовил и передал заказчику новое шасси для машины 1Л260 – это радиолокационный комплекс артиллерийской разведки и управления огнем «Зоопарк-1М».
Параллельно мы работаем над созданием новой машины для ЗРК 9К317М. Первое изделие в данный момент находится на сборке. Фактически это новое поколение комплекса «Бук». Работа идёт активно. Думаю, в марте-апреле начнётся испытание нового изделия. Затем – его литеризация и, наконец, серийные поставки.
Приёмку машины будет осуществлять госкомиссия, включая главного разработчика «НИИ Приборостроения им. В.В. Тихомирова». Она должна подтвердить готовность нашего предприятия к серийному изготовлению машины. В документации в этом случае должен появиться литер серийного производства.
Серьёзная подготовка к этой работе обусловлена тем, что в новой машине мы внедряем гидромеханическую трансмиссию третьей серии и электронный блок управления ею, устанавливаем новую бортовую информационную управляющую систему.
Кроме того, мы разработали новые внутренние интерьеры и систему защиты экипажа от подрыва: грубо говоря, так изменили установку сидений экипажа, что в случае подрыва машины миной экипаж не погиб.
Один из основных вопросов – увеличение грузоподъёмности под большее количество ракет. Фактически получилось совершенно новое изделие, хотя по виду и похожее на «Бук-М2», который все видят в парадном строю на Красной площади.
Отличие по характеристикам – существенное, и главное, эти характеристики полностью соответствуют жёстким требованиям Министерства обороны.
Потребовалось, конечно, приобрети и большое количество нового технологического оборудования. Как вы уже рассказывали, запустили новый термический цех, а к сегодняшнему дню и новый гальванический цех.
Если организационно-технические задачи в целом решены, проблема нехватки кадров сохраняется и, думаю, останется нерешённой долгое время. Завод испытывает серьёзную потребность в людях, способных работать на станках с ЧПУ, для этого требуется уже и не среднее, а высшее образование.
Готовых кадров, к сожалению, на рынке труда нет. Определённый кадровый голод мы испытываем в конструкторской и технологических службах. Очень сложно найти людей с таким опытом, чтобы они сразу приступили к работе. Молодые специалисты – их и то немного, а людей с опытом практически нет.
Готовить специалистов целевым назначением «под себя» — вынужденная мера. При том, что спрос на рынке на готовых специалистов очень высок, далеко не факт, что подготовленные предприятием кадры на нём задержатся. Москва-то ведь рядом!
Сейчас мы идём по пути заключения договоров с МГТУ им. Баумана по подготовке для нас специалистов на определённых кафедрах, но получим мы их только через четыре года. Но и количество специалистов, которых мы можем набрать таким способом, также сильно ограничен.
«Зубрам» технической службы некому передавать опыт, молодёжи мало, а самая эффективная категория специалистов 35 – 45 лет фактически отсутствует. А ведь по госпрограмме вооружения ГПВ-2020 планируется серьёзное перевооружение армии. Для ММЗ это означает выход на такие значительные объёмы продукции, которых в советские времена не было.
Напомню также, что наши специалисты вернулись в войска – не только ремонтировать выпущенную заводом машины, но обучать солдат правильно её эксплуатировать и обслуживать. Техника постоянно усложняется.
Всем заводским службам, в особенности, кадровой, придётся напрячься. Оборудование без людей не работает, компьютеры и документация – без людей это мёртвый груз.
А людям, создавшим новый уникальный ЗРК, есть чем гордиться. По своим возможностям он серьёзно превосходит все мировые образцы. При всей новизне нашего шасси в нём ещё много деталей и узлов, разработанных в советское время, за что надо благодарить наших предшественников. И мировых аналогов этой машине, как не было, так и нет.
* * *
В канун 8 марта эта встреча на заводе была у меня не единственной.
Из небольшой женской бригады маляров механосборочного цеха №3 цеховое начальство выделяет Анну Самохину. С ней в канун Женского дня, перекрикивая производственный шум, мы потолковали «за жизнь».
Коренная мытищинка, Анна Дмитриевна избежала модного поветрия — во что бы то ни было получить высшее образование. После школы закончила 331-й профессиональный лицей ремесленников в Лосинке.
Маляр, штукатур, плиточник, лакировщик, мозаичник – такие вот Самохина освоила профессии плюс к своему природному умению вышивать бисером иконы, создавать украшения из вышивки и камней.
Столь широкий профессиональный диапазон позволил ей в двухтысячных, будучи в штате трамвайного депо, работать и на себя, ремонтировать квартиры.
В 2007 г. захотелось найти место поближе к дому. Знакомый парень подсказал: иди на ММЗ в третий цех – он считается лучшим. «Я пришла сюда сразу, другие цеха даже обходить не стала», — говорит Самохина, — Правда, медицинскую комиссию прошла только со второго раза. Малярное дело — из тех профессий, где молоко за вредность дают…»
Была Анна Дмитриевна и замужем, но жизнь семейная не сложилась. Сына воспитывает одна. Девятилетний Виталий «пошёл в военную службу», учится в кадетском корпусе. «Не то, чтобы он мечтал об этом, — смеётся Самохина. – Мама сказала, сын – сделал!» Маме нравится строгая мужская дисциплина и высокий уровень преподавание школьных предметов.
Хотя отвозить сына в корпус Самохиной нужно каждое утро и забирать оттуда каждый вечер, оба они уже привыкли к столь жёсткому режиму и везде успевают. Только телевизор смотреть – некогда.
В бригаде, да и в цехе в целом, Самохина отмечает дружеское отношение и поддержку. Должность заместителя бригадира и работа с личным клеймом – это ещё и прибавка к зарплате. Но главное, что работа ей нравится, так она и говорит: «Красить – люблю».
Поздравляя через ТАМ с праздником заводских женщин, Анна Дмитриевна желает им «хорошей погоды в доме», а мужчинам, чтобы они своих женщин любили, ценили и уважали. А для этого – надо всегда быть рядом и поддерживать друг друга во всём.
Шож такие жгучие брюнетки в мужском коллективе — и безмужние? Непорядок в танковых войсках!..