МОСКОВСКИЕ МОСТЫ (1)
Если питерские разводные мосты у всех на слуху, мосты московские отчего-то обделены достаточной известностью. Потому, может быть, что воспринимаешь их как нечто обиходное. Да и не так их много, как, скажем, в Венеции, где как раз мне и пришла в голову мысль пройтись по московским мостам…
Стройный мост из железа ажурного,
Застеклённый осколками неба лазурного.
Попробуй вынь его
Из неба синего —
Станет голо и пусто.
Это и есть искусство.
Давид Самойлов
«Мост»
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора
Б. КАМЕННЫЙ МОСТ
Главный мост столицы — это, конечно, Большой Каменный, хотя, возведенный в 1938-м, никакой он уже не каменный, а едва ли не весь из самой прочной стали.
Сегодня мост выходит на Боровицкую площадь, тогда как его предшественник — тот-то на самом деле был первым «на Москве» каменным — выходил на улицу Ленивку, когда она была больше нынешней за счёт отрезка Волхонки. До XIX века Ленивка звалась Всехсвятской, и мост тоже — Всехсвятским.
Для России XVII века его строительство было эпохальным событием, но отнюдь не ударной стройкой феодализма. 170-метровый восьмипролётный мост шириной 22 м с переменным успехом строили с 1643 по 1692 г.
«Обернувшись» в 1643-й, увидим значительное стремление первого из Романовых — царя Михаила Фёдоровича — обустроить Кремль и столицу в целом.
Вызванный из Страссбурга мастер Анце Кристлер, как пишет В.В. Назаревский, привез в Москву медные и железные снасти и инструменты. Работал «немчин» не с кандачка — сперва изготовил деревянную модель, после чего приступил к практической реализации проекта.
Смерть царя остановила работу, и мост был достроен уже при Софье Алексеевне. Он «считался чудом столицы, наравне с Иваном Великим», — пишет Назаревский.
Для вчистую переигравшего сестру на политическом поприще Пётра I мост сослужил хорошую службу. Он стал центральным местом первого царского триумфа после взятия Азова в 1696 г.
Назаревский подробно отписывает это действо, произошедшее в том же году 30 сентября. Триумфальное шествие началось в Коломенском. Прямо на мосту возведены были Триумфальные ворота, увенчанные статуями Геркулеса и бога войны Марса. У подножия лежали пленные со связанные руками.
Мизансцена дополнялась вышивками военных побед, причём, не только русского воинства, но и византийского, и горящей золотом фразой Цезаря: «Прийдох, увидех, победих»…
Большому Каменному повезло с живописцами… С террасы Кремлёвского дворца В 1797 г. французский художник Жерар Делабарт в мельчайших деталях запечатлел виды Замоскворечья — как в сторону Большого Каменного моста, так и — повернувшись на 180 градусов — в сторону Большого Замоскворецкого.
Любопытно, что второе полотно было включено в альбом «Образ твой, Москва» («Московский рабочий», 1985 г.), а первое — нет, хотя гравюра по рисунку Делабарта достаточно известна. Конструкция слегка «горбатого» Всесвятского моста на ней просматривается едва ли не до камешка.
Вид моста от кремлёвских стен также не оставил Делабарта равнодушным. На гравюре хорошо видны ледоломные «носы» мостовых опор, не уберёгшие, однако, конструкцию от неоднократных разрушений.
Сорок лет спустя, австриец Иоганн-Непомук Раух, надо думать, не без иронии изобразил вход на Всехсвятский мост со стороны Замоскворечья. На переднем плане редкие экипажи на конной тяге, пасущиеся козы с игривыми козлятами, лоточники с пирогами да квасом…
Присмотревшись, замечаешь, что мост был оборудован спуском к воде на манер современных, а пешеходная часть на нем отгорожена от проезжей.
Со стороны Волхонки мост, хотя и не целиком, тоже попадал в поле зрения живописцев. В упоминаемом альбоме есть такое полотно неизвестного автора первой половины XIX века.
Позднее в том или ином виде Большой Каменный можно найти на картинах Алексея Саврасова, Николая Чернышева (прихватившего угол знаменитого Дома на набережной), Виктора Апфельбаума и Дмитрия Налбандяна.
Кремль Рауха и Саврасова, как и кремль Делабарта, надо отметить, — белокаменный, ставший таковым по указу Дмитрия Донского, оттого и смотрится непривычно.
Придворный художник Иосифа Сталина, Налбандян изобразил вид Москвы почти с той же самой точки, откуда она зафиксирована зорким взглядом Жерара Делабарта…
Отсюда же призывал «любезного друга» обозреть окрестности Первопрестольной поэт и воин Константин Батюшков. Очерк «Прогулка по Москве» он написал незадолго до наполеоновского нашествия и катастрофического пожара.
«Когда солнце во всём великолепии склоняется за Воробьёвы горы, то войди в Кремль и сядь на высокую деревянную лестницу. Вся панорама Москвы за рекою! Направо – Каменный мост, на котором беспрестанно волнуются толпы…»
Я собирался встать на место Батюшкова (как когда-то стоял над его могилой) в прошлом году, то есть ровно через 200 лет после этого «живописания», но получилось это сделать только в конце нынешней зимы.
Деревья, которые на картине Налбандяна, ещё не выросли, — теперь закрывали вид на мост, и будь они в листве, – ничего бы с задуманной «юбилейной фотосессией» не получилось…
Общая длина моста, прослужившего в данном виде уже 75 лет, — 487 м, ширина — 40 м. Центральный речной пролёт — 105 м. Единственное украшение – чугунные перила с узором, изображающим полновесные колосья, гнущиеся под ветром.
Предпочтительнее всего идти к Б. Каменному с Манежной площади. Потому что мимо Кремля. Заворачиваешь за угол Александровского сада — и мост перед тобой.
Мост, конечно, хорош! Он явно более «горбат», чем прочие. И из-за мощной гранитной облицовки впрямь кажется каменным. Как-то по особенному красиво смотрятся арки надземной части, нависающие над Кремлёвской и Берсенёвской набережными.
На противоположной стороне – теперь уже над мостом — нависает знаменитый «Дом на набережной», я успел его сфоткать» с недавно снятой гигантской эмблемой Мерседеса. Мерседес, как ни крути, победил и вона как супротив Кремля возвысился!
С боровицкого угла к мосту есть пешеходный переход, которым следует воспользоваться. Пройдя под мостом направо, через некоторое время оказываешься на Пречистенской набережной, еще недавно носившей имя революционера Петра Кропоткина. Минутах в пяти ходьбы — новодельный Храм Христа Спасителя.
На месте снесённого храма до Великой Отечественной предполагалось возвести Дом Советов с гигантской фигурой Сталина на макушке. Кончилась эта затей тем, что построили… бассейн «Москва». Я в нём неоднократно купался зимой с перловскими друзьями детства, одновременно играя в… снежки. Даже снимок, сделанный «Сменой-2», сохранился с того времени!..
Прямо с его высокой цокольной части на Болотный острой переброшен совсем еще молодой и, можно сказать, ажурный Патриарший мост, детище архитектора Михаила Посохина и примкнувшего к нему живописца Зураба Церетели, а также инженеров А.М. Колчина и У.И. Череминского.
Поднимаемся по лестнице к Храму — очень красивый и как бы вдохновляющий подъем. Справа здесь — большая и очень удобная обзорная площадка — панорамный вид на Кремль.
С разных точек Патриаршего моста Храм и окружающие виды также смотрятся крайне заманчиво, особенно — старинные затейливые домики на Пречистенской набережной. Здесь лишний раз не без досады осознаешь, что гигантский памятник Петру Великому не то, чтобы великоват, но стоит не на месте.
Куда он плывет поперёк течения с воздетой дланью? Подразумевается, видимо, что воевать южные рубежи империи. Только вот река благополучно поворачивает в противоположную сторону…
В день 860-летия Москвы Патриарший мост обрел своего «младшего брата» в виде пешеходной эстакады через Болотный остров — до теперь уже Якиманской набережной. Отныне Москву-реку и Водоотводный канал можно преодолеть одним махом.
Между эстакадой и Патриаршим Мостом получилось нечто вроде площади, с которой можно спуститься к воде. «Старинные» фонари смотрятся этакой фонарной рощицей.
Сам Патриарший мост, построенный в 2004-м — одно из тех мест, где вдруг да зародилась любопытная традиция. Сюда приезжают молодожены, чтобы навесить замок со своими именами на решетку мостовых перил.
Скопилось их — разного размера и конструкции — немало. «Галя + Валера», «Оксана + Сергей… Большие амбарные замки с процарапанной (на века?) надписью. Хромированные с изящной гравировкой. А вот — защищённый от любопытных глаз чехольчиком в виде красного сердечка. У некоторых на боку начертано магическое слово «любовь».
В первый свой приезд сюда 1 февраля 2008 г. молодоженов я не встретил. Замками любовались школьницы, видимо, что-то такое для себя заумышляя…
Спускаемся, однако, на Берсеневскую набережную, чтобы полюбоваться Патриаршим мостом с другой стороны — здесь над водой также оборудована обзорная площадка, и теперь отсюда идем назад — к Б. Каменному мосту.
По пути можно осмотреть красно украшенные хоромы думского дьяка Аверкия Кириллова — этот человек из «ближнего круга» царя Алексей Михайловича погиб во время Стрелецкого бунта 1662 года. Сейчас в здании размещается НИИ культуры. Здание соединено крытым переходом с родовым храмом Кирилловых — церковью Николая Чудотворца на Берсенёвке. Она пятиглавая, а точнее — о семи главах, вся в кокошниках и с затейливым крылечком.
А вот и 500-квартирный «Дом на набережной» — праобраз светлого коммунистического завтра, воплощённый в мрачные 30-е годы прошлого столетия Борисом Иофаном, одним из авторов циклопического Дворца Советов, почему-то Сталиным так и не построенного.
Да и нуждался ли Хозяин в чьих-либо советах! Честно говоря, сегодня монументальный «административно-жилой комплекс» смотрится достаточно убого. Подкрасили бы его, что ли, да поменяли бы окна…
С выходящим на набережную Театром Эстрады это трагическое здание, «воспетое» гением жившего здесь Юрия Трифонова, смотрится более чем двусмысленно. Кроме посвященной писателю мемориальной доски, тут еще немало подобных досок, самая красивая — у летчика-героя Михаила Водопьянова, спасителя челюскинцев.
Напротив входа в театр — речная пристань с названием «Большой Каменный мост». Он-то, мост, нам и нужен. Отчего-то с этой стороны он смотрится не столь внушительно, хотя и «режет» почти под основание соборы на кремлёвском холме.
Но когда на мост поднимешься — совсем другой коленкор! Столичные виды — из серии самых значительных. Кажется, вся русская история — на твоей ладони. Да ведь так оно и есть…
Продолжение следует
Прекрасный сюжет! Будем ждать продолжения.
Только правильно писать: первопрЕстольная. И ещё:не перепутал ли автор в связи с Домом на набережной Юрия Нагибина с Юрием Трифоновым?
Возможно. перепутал. У меня пропали снимки на «обратном» пути от Патриаршего к Б. Каменному, а детально перепроверить инфу по инету не было времени. Когда ещё раз прогуляюсь тем же путём, внесу поправки и добавлю фоток. Вторая часть, кстати, которая замысливалась, как третья, уже написана.
Хороший ход с картинами. Но ведь были же «на Москве» издревле мосты через Неглинку…