Вертолёты наращивают скорость
С 16 по 18 мая в первом павильоне «Крокус Экспо» пройдёт (и пролетит!) 6-я Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia-2013. Впервые я побывал на этом форуме в прошлом году, встретив «хозяина» винтокрылого шоу Ми-28Н, как старого доброго друга…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора
Фотографию этого вертолёта я впервые увидел в кабинете бывшего генерального директора ОАО «ОКБ кабельной промышленности» Николая Куприянова. Мытищинское предприятие с нашими вертолётными заводами деловых связей никогда не прерывало.
На Международном авиасалоне МАКС-2009 я встретился с лётчиком-испытателем МИ-28Н «Ночной охотник» героем России Александром Климовым, живущим в Мытищах. На следующем МАКСе в прошлом году уже демонстрировались две этих машины – с американским двигателем и с отечественным.
И, наконец, на 5-й Международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia-2012 «Ночной охотник» Ми-28НЭ (бортовой номер «38») фактически открывал экспозицию (на пару с гражданским Ми-8АМТ).
Именно возле этой боевой машины, уже осмотрев выставку, вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин делился своими впечатлениями с журналистами.
Аккредитованным журналистам и почётным гостям выдавали бэйджи с чипом — для прохода через турникеты. Я впервые столкнулся с такой системой. И первым делом стал фотографировать девушек, напевая при этом «Первым делом, первым делом вертолёты…» Но вертолёты – никуда с места не денутся, а вот девушки…
В выставке на подмосковной земле, представляющей по сути дела все направления вертолётноё индустрии – от разработки до серийного производства и различного рода услуг — приняли участие более 50 компаний из 18 стран мира, практически все известные мировые бренды.
Наибольшее внимание её участники уделили премьерному показу нашего вертолёта среднего класса Ка-62 и лёгкого двухместного вертолёта российско-чешской RUMAS Group — Rumas 10, в том числе его версию с противопожарной системой тушения высотных объектов – это собственная разработка компании.
Всего же было представлено два десятка машин от 11 компаний, три из которых – российские.
Московский вертолётный завод им. Миля развернул фотовыставку, посвящённую 65-летию предприятия. На одном из снимком – тот же «Ночной охотник» с бортовым номером «38» — в сложном полёте среди гор.
Первым же у входа в выставочный зал посетителей встречал красавец Ка-62, как я понимаю, версия боевого Ка-60 «Касатка». Кстати, когда в июне 2010 г. этот вертолёт разбился в Люберецком районе, именно А.М. Климов, волей случая оказавшийся рядом на своём МИ-8 (версию о том, что он вёл видеосъёмку Ка-60 Александр Михайлович опроверг), подобрал раненых испытателей и доставил их в больницу. Не без риска при посадке на крышу…
Хотя выставочная машина оказалась всего лишь макетом, не отходивший от своего детища генеральный конструктор подмосковной фирмы «Камов» Сергей Михеев, был доволен вниманием к вертолёту. К тому же в канун прошлогоднего МАКСа было объявлено о свёртывании программы по «Чёрной акуле», а новая гражданская машина может оказаться более востребованной.
Вот и генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Дмитрий Петров уверен: новый вертолёт «Камова» позволит увеличить экспортный потенциал российских вертолётостроителей.
По его словам, индустрия демонстрирует заметный рост. Более 260 российских вертолётов были в прошлом году приобретены зарубежными покупателями. Насколько мне известно со слов А.М. Климова, вертолётным фирмам гораздо проще выходить на международный рынок, чем авиастроителям.
По данным «Вертолётов России» наша страна занимает 14 проц. мирового рынка. Выручка холдинга в прошлом году выросла на 28 проц. – до 104 млрд рублей.
По аналогии с моим любимым танком Т-62, камовскую машину я назвал «Шестьдесятдвойкой». В данном случае конструкторы взяли классическую схему. Да и симпатичнее получилось с мощным фенестроном (хвостовой винт в кольце).
В конструкции вертолёта, согласно с новыми веяниями, широко применены композитные материалы. Он предназначен для перевозки 12–14 пассажиров в салоне или 2,5 тонны груза на внешней подвеске.
Сертификация вертолёта запланирована на 2014 год. Ка-62 может применяться в нефтегазовой сфере, а также при проведении спасательных работ.
От Михеева лет пять назад я впервые услышал о скоростных вертолётах и потом обсуждал эту информацию с А.М. Климовым. На некоем высоком совещании Михеев выразил недовольство из-за того, что работы на этом направлении в достаточной мере не финансируются. В результате – отстаём от американцев.
Если верить тому, что изрекают специализированные СМИ – а на выставке их оказалось немало – «на смену классическим и в общем-то тихоходным геликоптерам придут скоростные машины, сочетающие в себе возможности самолета и вертолета. Взлетать и садиться они будут вертикально, а летать со скоростью около 500 км/час на дальность до 1500 км без дозаправки.
В США вовсю идут испытания вертолета фирмы Sikorsky типа Х2, построенного по такой схеме. У нас завершается проектирование аналогичного, но более мощного вертолета Ка-92. Тот, кто первым сможет освоить массовое производство скоростных вертолетов, станет хозяином мирового рынка винтокрылых машин…»
С последним утверждением можно поспорить. Для завоевания рынка нужна не столько мощная и скоростная, сколько простая и экономичная машина и, конечно же, инфраструктура, о которой у нас много говорят, но толком ничего не делают.
Впервые в дни работы выставки состоялись демонстрационные полеты с вертолетной площадки «Крокус Экспо» на Bell 407 и Robinson R44.
Мне удалоcь взять интервью у начальника Авиационного Учебного Центра «Русские вертолётные системы» Александра Солодникова (опубликовано в ТАМ 19 мая 2012 г.). Его «РВС» проводит первичное обучение на «Робинсонах» — «аэродром подскока» — здесь же – в тылу «Крокуса».
Третий год подряд на HeliRussia выставлялись автожиры, в кабинах этих оригинальных машин можно было почувствовать себя пилотом. Девять разноцветных «птичек» в едином строю – выбирай какой нравится.
Они уже начали работать в российском небе – агрохимичемкая обработка полей, разведка лесных пожаров, туризм. Правда, что касается разведки, ещё более экономичными сегодня считаются беспилотники…
Как бы то ни было, ещё недавно экзотические автожиры у нас свободно продаются компанией «АвтоГиро Руссланд», компания имеет в Подмосковье свою базу – авиацентр «Воскресенск».
Ну и на сладенькое…
На выставке разливали «Немировку», в тот момент почему-то из РФ вытесненную. Вертолётчики -люди смелые, думаю, завезли с Украины конрабандой. Перед интервью с Солодовниковым я тоже не преминул пригубить разика так три-четыре… Для смелости!
А теперь чего разливать будут наши смельчаки?..
Ликёр «Шасси»!