Загадка заглавного «У»
В Мытищинской картинной галерее стартовал арт-проект «КУБ». Выставка продлится до 25 августа…
Анна ГОРБАЧЁВА
Фото Вячеслава НЕСТЕРОВА
Это арт-проект двух ярких, оригинальных личностей – блестящего художника-графика Серика Кульмешкенова и мастера фотографии Эдуарда Басова.
Казалось бы, совершенно разные жанры, да и живут участники проекта на разных концах планеты, Басов – в подмосковных Мытищах, а Кульмешкенов – в американском Миннеаполисе.
Но внутренняя связь очевидна, в работах обоих авторов есть редкое сочетание честной попытки проникнуть в суть вещей и душевного веселья, лёгкости, чувства юмора, которым природа щедро наделила Серика и Эдуарда.
Это великий дар, он помогает выстоять в любых испытаниях и подарить каждому гостю выставки ощущение праздника.
КУБ – это аббревиатура, её можно расшифровать по-разному. Понятно, что К – это Кульмешкенов, а Б – Басов. А вот насчёт заглавного У существуют разные версии. Можно читать как «Ученик» и как «Учитель», оба варианта имеют право на жизнь.
Друзья на протяжении многих лет учатся друг у друга, и расстояния для этого не помеха. Красивая история их дружбы берёт начало в Казахстане советских времён, когда его ещё не разделяла с Россией государственная граница.
Серик получил архитектурное образование, но поработать по специальности пришлось совсем недолго: начались проблемы со здоровьем. Причём пострадал именно «рабочий инструмент» архитектора и художника, стало стремительно ухудшаться зрение, и процесс, увы, оказался необратимым.
Случилось это больше 20 лет назад. Что было дальше? Инвалидность? Это само собой, но ещё – участие в 30 международных выставках в Европе, Азии и Америке, персональные выставки во многих странах мира.
Статьи о творчестве Кульмешкенова включены во все антологии, посвящённые экслибрису. Он стал одним из ведущих мастеров этого жанра, востребованным и популярным, благодаря яркой индивидуальности, остроумию и ювелирной точности исполнения.
Его перу и резцу принадлежат более 300 экслибрисов, среди которых есть книжные знаки всемирно известных людей, например – Гарри Каспарова и Давида Беккера. В композиции и сюжетных ходах явно ощущается «архитектурное прошлое» Серика, возможно, именно это придаёт его графическим миниатюрам неожиданную монументальность.
Автор называет своё творчество «Большим Профессиональным Хобби» и говорит, что наличие пенсии даёт ему возможность не смотреть на размер призов того или иного конкурса, выбирая только то, что обеспечивает азарт творчества.
Вот так, легко и весело, без скидок на проблемы со здоровьем. В США Кульмешкенову помогли частично восстановить зрение и сделали специальный компьютер, который даёт возможность выполнять ювелирную работу гравёра при сильном увеличении.
Наверное, следовало больше рассказать о самих работах, но их вы увидите сами, поскольку выставку надо посетить непременно. А вот пройти мимо невероятной истории победы над обстоятельствами и настоящей дружбы двух творческих людей я никак не могла.
Инициатором мытищинской выставки стал Эдуард Басов, который живёт и работает в нашем городе. Он хорошо знаком постоянным посетителям Историко-художественного музея и Картинной галереи по ежегодным выставкам «Мытищи. Город и люди».
Член Союза фотохудожников России, Эдуард работает во многих жанрах, но любимым всё-таки остаётся портрет. В прошлом году его триптих «Патриарх» получил на фотовыставке приз зрительских симпатий.
Надо отметить, что любовь к художественной фотографии для участников проекта «КУБ» стала ещё одной связующей нитью. Наряду с отменной графикой Серик Кульмешкенов выставил интересные фотокомпозиции.