Континент IT. Мел вне закона
С 28 по 31 октября Управление образования Мытищинского района и Центр компьютерных технологий (ЦКТ) провели серию практических 20-часовых семинаров для педагогов по современным метолам преподавания…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора
По словам заместителя директора ЦКТ Натальи Земко, темы семинаров были выбраны исходя из заявок школьных преподавателей, а проводились они в школах № 6. 26 и 24.
Руководитель практико-ориентированного семинара: «Использование интерактивной доски в образовательном процессе» Сергей Лесин считает, что освоить использование интерактивного оборудования несложно даже при невысоком уровне владения компьютером.
Другое дело, методика проведения самого урока (дети, переключая внимание на доску, забывают об учителе) и его наполнение, призванное вызвать интерес школьников.
Что касается «наполнения», ещё недавно учителю приходилось подбирать необходимые материалы по каждому уроку самостоятельно, теперь существуют не только цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) «на все случаи жизни», но и готовые от и до уроки. Они значительно облегчают жизнь учителя, но при этом не должны снижать его мотивации, в том числе активности на уроке.
И здесь вновь на первое место выходит методика преподавания, в которой технические средства – всего лишь одно из составляющих.
Важными свойствами интерактивной доски С. Лесин назвал возможность подключения не только компьютера и проектора, но также микроскопа, фотоаппарата и видеокамеры. При этом доска, что особенно важно, не забывает «стёртую» информацию, которую к тому же легко дополнять и корректировать.
Практико-ориентированный семинар: «Виртуальная образовательная среда Moodle» во внеурочной деятельности» проводился в школе № 6 под руководством Ольги Никишиной.
По словам Ольги Евгеньевны, эта среда позволяет учителю организовать процесс дистанционного образования. Moodle является свободным программным обеспечением, то есть бесплатным и используется во многих странах мира, не только школами, но и вузами.
«Я лично использую эту среду ежедневно на каждом уроке и – во внеурочное время – для контроля за выполнением домашних заданий. Это очень важно для детей, которые пропускают много уроков по болезни или уезжают на спортивные соревнования. Для детей с ограниченными возможностями, которые вынуждены учиться дома – это вообще большое подспорье…»
Естественно, что наполнение среды осуществляет учитель – в соответствии с преподаваемым предметом, но затем его деятельность сильно упрощается. Moodle автоматически проверяет правильность выполнения домашнего задания, к тому же учитель видит, принимался ли он за дело вообще и сколько времени потратил.
Если что-то не получается, ученик может задать вопрос учителю по обратной связи. И, получив подсказку, выполнять задание столько раз, сколько нужно для положительного результата. «Приходя на урок, я уже знаю, кто у меня сделал домашнее задание, а кто к нему даже не прикасался», — говорит О. Никишина.
Опыт, которым она делится с коллегами, «подходит» для любого предмета. Но чтобы это понять и полюбить «дистант», педагогу также нужно приложить усилие, создать в среде Moodle свои собственные курсы.
Проблемы технического характера в школах пока ещё остаются, но недалёк тот день, когда они будут решены полностью. Всё большее распространение получают, например, мобильные компьютерные классы.
Что касается учеников, если несколько лет назад ещё встречались те, кто не имеет компьютера и не знаком с интернетом, сегодня таких уже почти нет. Следовательно, применять Moodle для домашнего задания уже можно повсеместно и для учеников любых классов.
Популярность среды выражается, по словам О. Никишиной, и в том, что вчерашние выпускники, ставшие студентами, не просто благодарят педагога за полученные навыки в дистанционной учёбе, но и просят «не удалять» их из среды, чтобы всегда можно было посмотреть, как они выполняли то или иное задание.
«Среда позволяет направить детей в нужное русло, — говорит Ольга Евгеньевна, — они начинают понимать, что интернет нужен не только для развлечений, но с его помощью можно успешно учиться. Учитель внедряет в среду полезные ссылки на другие ресурсы – и пользование интернетом становится для школьника ориентированным, а не бездумным процессом».