Сигирия. День на Львиной скале
О Сигирии, вулкане посреди джунглей, превратившемся к сегодняшнему дню в «туристическую достопримечательность» Шри Ланки, в Рунете рассказано много. Но не всё. Зачастую – тенденциозно…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора
Скажем, реверансы в сторону монахов, якобы, создавших здесь «центр медитации», — абсолютная сказка. Монахи могли приспособиться жить в пещерах, но профессиональными архитекторами и строителями они не были. Да и средствами построить что-либо серьёзное не обладали.
В таком деле всегда нужен фараон, цезарь, на худой конец генсек. В более демократических обществах – консорциум предпринимателей, тугих кошельков.
В данном случае на сцену у нас выходит энтузиаст, король сингалов Касапа I – один из кормчих островной цивилизации в V веке новой эры.
Почему крепость на скале с дворцовым комплексом на её макушке он устроил именно на этом месте, то есть в центральной части Цейлона (сейчас это административный район Матале)?
Если посмотреть на карту Острова, ответ очевиден. Равнинный ландшафт здесь переходит в горный. Равнина обращена к Индии, откуда всегда исходила угроза вражеского нашествия. А позади потухшего вулкана, «освоенного людьми» едва ли не в доисторический период, — горный массив, куда можно в случае чего отступить, чтобы продолжить партизанскую войну.
Нельзя исключать и принцип «высоко сижу – далеко гляжу». Подобраться к скале незаметно не так-то просто.
Сигирия, таким образом, ключевой пункт обороны Острова. Но, как это часто случается, смена времён и государственных лидеров меняет и функцию «объекта недвижимости».
Московский Кремль превращается в некрополь и одновременно – в центральное место для партийных сходок. Рыночная Красная площадь – в арену для демонстрации военной мощи, а вчерашние коммунисты нарекают её «каменной иконой России»…
Сигирия переводится как «Львиная скала». Потому де, что лев – важный символ в буддизме. Только вот то же название носит примыкающее к скале озеро. Следовательно, скала получила своё имя раньше, чем на ней был высечен «Алтарь льва». В любом случае «царь зверей» олицетворяет закон и царскую власть, как таковую, а отнюдь не религиозную «надвластную».
Несмотря на обилие рек, сегодня Цейлон «находится» в засушливом периоде – озеро Сигирия в древности было в пять раз больше.
Обилие влаги спровоцировало создание водных садов и бассейнов не только у подножия скалы, но и на её вершине. Сегодня воды мало, бассейны в большинстве своём пусты — тем понятнее их устройство, при том, что часть механики», всяких там задвижек, скрыта под землёй и в самой скале.
Там же, где вода задержалась, благоденствуют лотосы, высаженные даже на стены музея…
И ещё такое наблюдение о бассейнах. Именно от бассейна в отеле Juncle Beach открывается вид на вершину скалы. При вечернем солнце хорошо видны бродящие по ней люди.
Когда же сам окажешься на их месте – видишь отель, «утонувший» в джунглях. И непонятно, почему он «Beach». Из-за близкого озера?
В другом ракурсе вершина скалы иногда просматривается с дороги, ведущей к отелю.
Когда мы на следующий день после приезда отправились на восхождение, по берегу озера слоны возили туристов – такой вот утренний моцион…
Не выдерживают критики и рассуждения о том, что сложное скально-гидро-техническое сооружение нельзя было построить за шесть лет, когда к тому же любая работа сдерживается тропическими ливнями.
Эта песня из серии «древние египтяне не могли построить Великих Пирамид». Но пирамиды «существуют и ни в зуб ногой»...
Самый непростой вопрос любого проекта отнюдь не его строительная часть, но подготовительно-измерительные и собственно проектные работы.
Если проект выполнен грамотно, а – ресурсов (в том числе умелых рабочих рук) достаточно, строительство пойдёт быстро.
Кто хочет в этом убедиться, советую посмотреть на работу профессионального каменщика, с какой скоростью он ведёт кирпичную кладку. Полагаю также, что скальное основание территории вокруг вулкана упростило «заливку стяжки», если таковая вообще понадобилась…
Касапу считают отцеубийцей и потому хроническим злодеем, хотя вся история о заговоре и злодеянии, эта пьеса с вариациями, может быть элементарно выдуманной.
И, конечно, выдумкой является строительство дворца-крепости на скале, как убежище человека, который силой захватил трон и теперь боялся законного наследника – своего старшего брата, свинтившего в Индию.
Нет, по части захвата власти в этой истории нет ничего необычного. Но зачем прятаться так, чтобы это место было видно за десятки километров?
Касапа возвёл прекрасную и хорошо защищённую загородную резиденцию – при этом новую 300-метровую «Вавилонскую башню» ему предоставила сама природа.
Прежде чем на неё подняться, мы посетили музей, в его экспозиция соседствуют доисторические артефакты (в том числе — «портрет» древнего жителя этих мест), реконструкция горно-дворцового комплекса и одна из фресок юной красавицы топлесс – первая фотография этой статьи.
Считается, что аналогичными фресками было разрисовано более 5,5 тысяч кв. метров на западной поверхности скалы.
В Музее строго следят, чтобы никто не фотографировал экспонаты. Но как пройти мимо девушки с такими телесными достоинствами?.. Я и не прошёл!
Рядом с музеем установлена схема комплекса – подписи сделаны по-сингальски и по-английски, единственное, чего не хватает, — географических ориентиров.
Далее длинная аллея ведёт нас к скале – мимо бассейнов разного размера и различной конструкции.
Вот огромный бассейн с большим количеством спускающихся в него лесенок.
По газонам вокруг них без опаски бегают вараны. Красные шортики нашей Ирины этому небольшому ящеру не слишком приглянулись…
Вот в кирпичном бассейне – углубление с мраморными скамьями. Справа от них – отверстие, из которого вытекала вода, рядом с ним – вырезаны знаки, напоминающее нечто сексуальное.
Параллельно нам прогуливаются обезьяны – этих ничем не испугаешь. И не такое видели!
А в этом бассейне водичка «сохранилась» — но вряд ли её больше, чем по щиколотку.
Я спускаюсь в один из бассейнов и вижу скалу так, как её видели купальщики 1,5 тысячи леи назад. Похожей на рубку подводной лодки…
Сначала мы по довольно крутым лестницам поднимаемся на образовавшуюся вокруг скалы насыпь – это первый уровень подъёма, но далеко не последний.
Здесь немало интересного – например, сторожевой камень, на котором, судя по выдолбленным ступенькам, располагалась вышка охраны.
Дальше – круче. Лестница проходит под двумя мощными камнями, свидетелями извержений и землетрясений.
Затем каскад каменных лестниц переходит в навесные. Они уже запружены народом, неспешно продвигающимся к одной из главных достопримечательностей – сохранившимся фрескам. Чтобы подобраться к ним, устроена вертикальная винтовая лестница.
Вероятно, наскальные красотки сохранились по причине отсутствия винтовой лестницы в древности. А то бы «мудрые» монахи уничтожили их начисто.
Здесь интересно смотрятся рядом портреты юных сингалок и их постаревшие потомки.
Вновь спустившись по винтовой лестнице, попадаешь в так называемый «зеркальный коридор». Высокая стена не только скрывает идущих за ней – во времена Касапы на стене отражались всё те же пышногрудые наскальные красавицы.
Перед последним поворотом коридора – внизу на уступе видны развалины казармы. При желании, к ним можно спуститься.
Наконец мы выходим на самый большой уступ, где располагался Алтарь льва, когда-то обрамлённый фресками. От алтаря сохранились только мощные львиные лапы, у которых обязательно следует запечатлеться.
Над алтарём механики Касапы устроили лифт – в скале видны вертикальные прорези, по которым он двигался.
Пока лифт не восстановлен, последний подъём – снова по лестнице, которая кажется наиболее опасной. Некоторые туристы подниматься по ней не решаются – для них на площадке есть скамейки и фонтанчик для питья.
Но большинство, конечно, делает последний рывок, чтобы оказаться на вершине, властвующей над окружающим миром.
Как ни странно, среди других построек именно здесь находится самый глубокий бассейн.
Вообще сооружений здесь было множество, всё же площадь вершины превышает 1,5 гектара. За 1,5 тысячи лет стены обветшали и теперь понемногу восстанавливаются с использованием кирпича, более крупного, чем в древности. Ноу, понимаешь ли, хау!..
От мраморного фасада ни одного обломка я не заметил. Да, это было бы интересно – возродить крепость-дворец Касапы к жизни!
Как мы видим, от долгого обитания здесь монахов тоже почти ничего не осталось. Зато эти радетели нравственности угробили большинство уникальных фресок.
А вот жизнь животных здесь не угасала. Хамелеоны и гекконы так и шныряют по закоулкам.
На обратном пути нас встретил укротитель змей, заставивший Ирину обниматься с удавом. Её красные шортики понравились удаву больше, чем варану…
Если верить летописцам, как правило, лично ни в каких событиях не участвовавшим, с вершины Сигирии Касапа управлял подданными целых 18 лет. Проиграв битву с вернувшимся из Индии старшим братом, он покончил с собой.
Речь идёт о какой -то «равнине», выбранной Касапой для схватки. Глядя со скалы вниз на джунгли и горные вершины, я пытался представить, где эта пригодная для боя местность находилась. И — не находил ответа…