Как нам реорганизовать… выпускное сочинение
Сочинение снова могут сделать обязательным экзаменом для выпускников российских школ…
Pro / Contra
Давайте не будем?
Давайте не будем учить детей петь, рисовать и сочинять! Это ж какая экономия получается, если исключить все творческие дисциплины из списка обязательных предметов…
Анна ГОРБАЧЁВА
Фото В.Ильицкого
Посудите сами: зачем химику или рабочему на конвейере умение изображать окружающий мир и внятно излагать свои мысли на родном языке?
Химик думает сразу формулами (это не шутка, так считают многие серьёзные специалисты). А рабочий — по логике реформаторов — вообще думать не обязан. Учить сочинительству человека, чьё предназначение – стоять у станка, есть не что иное, как непроизводительные затраты государственных средств.
Идеология российской реформы образования подчас сильно напоминает дивный новый мир, описанный в знаменитом фантастическом романе Олдоса Хаксли. Там идея ранней профориентации, исключающей непроизводительные затраты, доведена до логического завершения.
Будущих граждан делят на категории альфа, бета, гамма и так далее ещё на стадии внутриутробного развития, на специальном конвейере, который стал для всех общей суррогатной мамочкой.
Генетически полноценные беты становятся инженерами, альфы со специально подобранной эксклюзивной генетикой – философами и стратегами. А искусственно лишённые способности к творчеству гаммы и дельты абсолютно довольны своей участью, поскольку лишены также и критического мировосприятия.
Все счастливы.
Человек устроен так, что без инициации, которую обеспечивает система образования и воспитания, весь его генетический потенциал оказывается запертым внутри индивидуального сознания Маугли.
Универсальным инструментом общения, помогающим человечеству оставаться единым целым и идти вперёд, остаётся речь, устная и литературная. Не зря говорят, что способ говорения определяет способ мышления: хочешь понять другого – выучи его язык и прочти написанные на нём книги!
Овладение навыками литературной речи, с помощью которой можно передавать оттенки смысла, требует определённых усилий.
Есть много общего с процессом обучения музыке: прежде, чем начать импровизировать, необходимо изучить лучшие образцы того, что было создано до тебя. Для изучения родного языка и литературы ничего лучшего, чем система школьных сочинений, пока не изобрели. При всех её недостатках.
Главная проблема заключается в субъективности оценок, но она всегда была и наивны попытки её искоренить.
Тестовая система ЕГЭ с кастрированными мини-сочинениями, которые почему-то называются «эссе», от субъективности не избавляет. Рецепт от невежества и самодурства – повышение квалификации педагогов и престижа профессии учителя.
Надеюсь, что для следующего поколения студентов педагогических (да и всех других) вузов страны сочинение вновь станет обязательным экзаменом.
Будет он предшествовать ЕГЭ или сопутствовать, превратится в «проект» с устной защитой или сохранит классическую форму – это уже детали, которые должны определять эксперты. Главное, чтобы среди облечённых правом принимать решения было поменьше теоретиков и побольше практикующих учителей.
Pro / Contra
«Сочинитель бедный, уж не ты ли…»
Вопрос о том, вводить ли сочинение обязательным экзаменом, предшествующим ЕГЭ, обсуждается больше за школьными заборами, чем внутри наших МОУ СОШ…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора
Это ведь просто игра: убрать сочинение, ввести обратно, снова убрать и опять ввести.
Важнее другое: ни ЕГЭ, как таковой, ни тем более сочинение не имеют никакого отношения к главной задаче системы образования – готовить квалифицированных специалистов для народного хозяйства, к которому, между прочим, относится и оборонный комплекс.
Честно говоря, я был удивлён: эксперты единодушно отказывают этой «сочинительской» идее в элементарной логике. С какого боку не подступи, кроме проблем, на которые и так богат ЕГЭ, ничего хорошего от неё не ждут.
Практически все эксперты указывают на субъективность оценок разными педагогами одного и того же сочинения. Такие «эксперименты» проводились: один педагог щедро ставит за «Образ Базарова» пятёрку с плюсом, другой, столь же квалифицированный и начитанный, — жирный трояк с минусом.
Достоевский терпеть не мог Тургенева, хотя и признавал, что тот пишет лучше. Бунин ненавидел Достоевского за его «ужасающие выдумки» и мечтал заново переписать «Анну Каренину», очистив роман от проповеднических плевел. Лев Толстой отказывал в гениальности Шекспиру, а про пьесы Чехова остроумно изрёк: «Это ещё хуже, чем Шекспир».
Школьник-недоучка, ссыльнокаторжный и Нобелевский лауреат Иосиф Бродский настаивал на том, что нельзя преподавать в школе только пушкинское направление в поэзии. В каждой из литературных эпох он насчитал четыре направления. Я принадлежу к третьему, а вы мне подсовываете сочинение из первого?!.
Недавно меня похвалила учительница, когда-то преподававшая в нашей школе №10. Помню, сказала она, он хорошо писал сочинения. Как же мне это удавалось? Делюсь секретом!
Я любил конспектировать понравившиеся мне куски из книг. Тонкую тетрадку с этим конспектом брал с собой и составлял из цитат сочинение, кое-как привязное к заданной теме.
Скомпилированный текст, хотя и был шит белыми нитками, как правило, нравился учителям. Ещё бы! Сочиняли его выдающиеся авторы, разбирающиеся в том, о чём они пишут, и к тому же – превосходные стилисты.