Калабрия 2013: Зунгри – пещерный урбанизм
От Бриатико на Зунгри ведут две дороги. Мы ехали через Замброне. Сидящему по левому борту автобуса, с каждым поворотом горной дороги мне виделись всё более расширяющиеся морские просторы, увенчанные вулканом Стромболи…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора
Взобравшись на плоскогорье, автобус катил через сплошные сельхозугодья прямиком на юг, так что я не смог понять, где тут «северная сторона плоскогорья Поро». Но, в конечном счёте, не это было главным, а пещерный город Зунгри — основная цель нашего путешествия.
Пещерных городов по Земшару много. Они изучены и подробно описаны. Зунгри повезло меньше. Даже собственно итальянские источники бедны, о прочих и говорить не приходится.
Да и заезжая куда бы то ни было «наскоком», многого не узнаешь. А наш несколько заторможенный год – красавица Аннушка – в дебри калабрийской истории далеко не забредала. Нечего там делать с такой-то фигурой!
Сама она, кстати, из Нижнего Новгорода, в Италии закончила университет Козенцы.
Городок Зунгри, как утверждается, «сохранивший социальную модель крестьянской жизни, меняющуюся во времени», встретил нас отличной погодой и добродушными жителями, сидящими в рабочее время у бара на центральной площади имени павших карабинеров.
На пришельцев они смотрят простодушно. Ben arrivato! С приездом!
Оглядываемся. На одном из угловых зданий – знакомый барельеф: папа Иоанн-Павел II и, вероятно, местная коленопреклонённая старушка.
Впрочем, возможно, центральная площадь – Piazza Maria S.S. Della Neve – с одноимённо церковью. Понятно, что Св. Мария, но почему «снежная»?..
Церковь построена на месте более старой, разрушенной землетрясением 1905 году, тогда как предыдущие гео-катасрофы здесь происходили в 1636-м и в 1783-м.
Входим в церковь, но «снежный» вопрос не проясняется… Где-то здесь должна быть Мадонна, исполненная художником «школы Рафаэля». Только вот где?
Из церкви идём по указателю на «гроты». Ресторан – в противоположной стороне. Виа Умберто, 127 – адрес единственного городского отеля «Бельведер», работающего по системе B&B.
Справа от площадки, с которой начинается спуск к пещерам, — местный музей, экспонаты которого собрали местные жители.
На его открытой территории выставлена сельхозтехника, белеют каменные круги маслодельни, знакомые мне, как и прочие агрегаты, мирно ржавеющие «под солнцем юга».
В нескольких комнатах внутри – всякая всячина: от слесарных инструментов до музыкальных, включая фирменное пианино.
Швейная машина Zinger соседствует с изящным колёсным плугом.
Само собой, винные бочки и стеклотара – как же без них!
Но пора спускаться в бывшие апартаменты монахов. На входных билетах ценной 2,5 евро, цифра зачёркнута, а от руки написано: 1,5 евро. Возможно, за внесезонное посещение…
Источники, похоже, путают происхождение населённого пункта, как такового, и его пещерного «двойника». Якобы, начиная с XII века сюда с побережья стали перебираться люди, спасавшиеся от арабов. Но арабы были изгнаны с Юга Италии ещё в XI веке, хотя, конечно, нельзя исключать появления арабских пиратов.
Скорее, правы те источники, которые относят возникновение пещерного города к X веку. Лет через 200 жизнь в нём была уже организована по всем правилам, а ещё через 200 пещерный Зунгри прекратил своё существование. Тем скорее, чем жёстче были в нём монашеские установления, хотя монахи монахам рознь…
Отправной точкой истории «наземного» Зунгри стал 1310 год, когда некий священник (пресвитер) Николай церкви Св. Николая исхитрился заплатить налоговую «десятину». По принуждению или по доброй воле, история скромно умалчивает.
По другим данным, именно в этом году поселение было разорено неким Роберто Д”Анжио. Не из налоговой ли парень был инспекции?
Официальный городской статус Зунгри приобрёл только в 1811-м. Откуда у него королевский герб с явно норманнской короной?..
Пещера а гербе – тоже не забыта.
Расщелина в скалах, именуемая Malopera, ведёт нас вниз, иногда довольно круто. Я спускаюсь за Аннушкой, чтобы в кадре у меня была стройная красотка, а какая-нибудь бабка….
На площади без малого 3000 кв. м. здесь разместились около 100 пещер, над обустройством которых явно потрудились человеческие руки.
Иные выглядят, как современные бетонные соты многоквартирного дома в момент завершения монолитных работ. Если учесть, что расположены они на спуске, пещерный город представляет собой «высотку», лежащую на боку под углом 30 и более градусов.
Вот две или даже три «комнаты» с ровными стенами, но передняя –разрушена.
В первое сохранившееся помещение тотчас ныряют самые любопытные дамы. Это у них от врождённой привычки к шопингу!
У просторной «квартирки», частично надстроенной, маленькие оконца сделаны. Похоже, исключительно для освещения, а не для обзора живописных окрестностей, на которые они обращены.
Выше – вырезанный в песчанике «пентхаус» с арочной входной дверью. Подняться туда можно, но вообще-то небезопасно. В некоторых пещерных квартирах полы провалились…
Массовая фотосессия возникает стихийно– в самом живописном месте.
Ещё одно приличное местечко – почти в самом низу огорожено заборчиком. Можно представить, что на этой площадке стоял стол, и какая-то кампания соседей здесь чаёвничала по выходным.
В принципе, соображаю я, по-хорошему тут можно было «поселить» какого-нибудь отшельника.
В Тунисе, в свои бывшие подземные жилища приходит вся семья, изображающая дореволюционный быт. Туристы не скупятся на чаевые.
В некоторых подземельях устроены рестораны. Почему не сделать подобное здесь? Перекусить с местным вином мы были бы не прочь…
Но вот и нижняя площадка, где Аннушка ждёт, пока соберётся вся группа.
От неё на один из ярусов ведёт прилично сделанная каменная лестница. Не исключено, что здесь заседали общинные управленцы и проводились собрания.
Забираться наверх по расщелине живущим снизу было непросто, это сейчас здесь установлены лестницы, Но, возможно, в этом не было особой необходимости. Расщелина заканчивается ровным местом – с травой и деревьями. Два работника тут даже махали лопатами, избегая наших фотокамер.
Поднявшись из недр пещерного в сегодняшний город , к своему автобусу мы идём кружным путём.
С некоторых точек местность просматривается далеко – до самого синего моря. Прекрасный вид дополнительно украшен чьей-то фазендой красно-морковного цвета.
Небольшой памятник павшим во Второй Мировой войне – как символ прощания. Приехавшие от Адриатического моря, мы вновь возвращаемся к нему. Arrivederci, Zungry!
Почему бы ни сдавать пещеры туристам? И чтобы кормились с «сельхозугодий»…
Интересная статья,хочу побывать когда нибудь в этой деревушке.Впечатлили. Спасибо