ММЗ: Итоги первой пятилетки
12 мая Мытищинский машиностроительный завод отметил пять лет с момента, когда он отделился от ОАО «Метровагонмаш» в отдельное производство. В канун юбилея на мои вопросы ответил генеральный директор ОАО «Мытищинский машиностроительный завод» Игорь ЩЕДРОВ.
Сегодняшняя вставка
Пересел с ЗРК на электровоз
Новочеркасский электровозостроительный завод – крупнейший российский производитель магистральных и промышленных электровозов — возглавил бывший генеральный директор Мытищинского машиностроительного завода Игорь Щедров.
Оба предприятия входят в состав ЗАО «Трансмашхолдинг» (ТМХ). Недавно руководством ТМХ было приняло решение о ротации руководителей шести предприятий. Цель – повысить эффективность их взаимодействия внутри холдинга и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.
К тому же, по сведениям Мытищинского информагентства, в настоящее время НЭВЗ испытывает трудности с загрузкой производственных мощностей, что может повлечь сокращение числа работников.
На посту гендиректора ММЗ Игорь Щедров проявил себя опытным организатором производства. Один из главных его принципов – модернизация процесс постоянный.
12 мая «обновлённому» ММЗ исполнилось пять лет, и этому событию было посвящено интервью моё интервью со Щедровым. опубликованное 13 мая.
Вместо него генеральным директором ОАО «ММЗ» назначен бывший коммерческий директор предприятия Александр Федосеев.
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото Вячеслава НЕСТЕРОВА
— Игорь Сергеевич, на сегодняшний день у ММЗ существуют какие-то планы по изменению статуса, организационной структуры или расширению производства?
— Все пять лет завод работает самостоятельно. Вопрос о смене собственника, если вы это имеете в виду, не стоит. Потому что предприятие динамично развивается, значительно увеличивается объём заказов по линии Министерства обороны РФ.
Сегодня мы имеет уже подписанные договоры на перспективу — вплоть до первого полугодия 2016 года. Задачи, короче говоря, перед коллективом стоят очень большие.
— В марте прошлого года мы с вашим техническим директором Алексеем Смирновым подготовили статью о начале производства нового шасси для ЗРК «Бук». В какой стадии эта работа находится сейчас?
— В стадии серийной поставки.
— В конце прошлого года главком Сухопутных войск заявил, что новый «Бук» начтёт поступать на вооружение с 2016 года. А вы уже запустили серию…
— Всё правильно. После того, как мы изготовим полное подразделение самоходных шасси для новых боевых машин, оно будет отправлено на другие заводы и доукомплектовано вооружением, а затем отправится на испытания.
— Что будет с нынешней вашей основной машиной «Бук-М2»?
— Как только пойдёт в серию новое изделие, производство этого «Бука» будет прекращено. Планируем, что с нового года станем выпускать только новую машину.
— Недавно на завод приезжали смоленские курсанты. Как вы оцениваете уровень подготовки будущих офицеров, которые будут служить на ваших машинах?
— Моя оценка – очень положительная. Это первый опыт отношений завода с будущими, как у нас говорят, эксплуатантами. И действительно, в глазах ребят выпускного курса прямо-таки светится желание служить на нашей технике. Теоретический уровень их подготовки – очень высокий. Знают машину, понимают её боевые возможности.
Что меня, бывшего военного поразило, так это исключительная дисциплина курсантов и в заводских цехах и на испытательном полигоне. Везде они работали без понуканий и окриков, сами предлагали нашим специалистам: давайте сделаем то или это. На сайте ММЗ можно посмотреть фотографии, как и чем они занимались.
— Чья была инициатива организовать такую практику?
— Совместная – наша и Военной академии ПВО. Мы вообще со всеми органами военного управления, местными и региональными властями, учебными заведениями стараемся поддерживать нормальные отношения. Это не приносит прибыли, но – окупается сторицей.
Сотрудничаем, например, с Бауманским техническим университетом, чтобы привлекать на завод молодых специалистов этого вуза.
— Сейчас ребята оттуда к вам приходят? Какую им сразу, если не секрет, устанавливаете зарплату?
— Приходят. Инженеры, конструкторы… Для начинающих конструкторов и технологов – от 40 тысяч рублей. В любом случае устанавливается трёхмесячный испытательный срок. И ведь работа у нас – креативная. Есть у молодого специалиста способности придумать нечто новое или нет.
Поскольку очереди из рабочих и специалистов на заводы Московского региона не стоит, работаем мы для привлечения кадров и со всеми техническими лицеями.
— В чём креативность, если в основе производства утверждённая документация, от которой нельзя отступать?
— Хотя мы с вами называем одно-два изделия, реально ММЗ сегодня выпускает семь новых машин. У нас собственное конструкторское бюро, и ни от кого мы никакой документации не получаем. От начала до конца она «нарисована» в нашем КБ.
— Следовательно, совершенствование этой документации идёт в постоянном режиме?
— Именно так. Например, такая серьёзная проблема, как импортозамещение. Чтобы не зависеть от заграничных комплектующих, нужно искать новые решения – технологические и организационные. Причём делать это быстро, чтобы не остановить производство.
— А изменились ли производственные связи с Метровагонмашем после того, как он приступил к массовому производству нового метропоезда «Ока»?
— По отдельным узлам и деталям в вагонном производстве мы участвуем, но перемещение деталей между двумя заводами значительно сократился. Мы создали собственные, необходимые нам участки, как например, термический, гальванический и деревообрабатывающий.
И Метровагонмаш установил оборудование для тех операций, которые когда-то делали мы, наращивает автоматизацию. Считаю, это нормальный процесс, хотя один из моих главных принципов – не отказываться ни от какой работы.
— Насколько за пять прошедших лет ММЗ продвинулся в техническом перевооружении? Модернизация когда-нибудь закончится?
— Не закончится никогда! Если задачей первого этапа являлось создание полностью автономного предприятия, закупались большие агрегатные станки, сегодняшняя задача — повысить производительность труда на всех участках, пока ещё новым оборудованием не оснащённых.
Старого и непроизводительного оборудование у нас ещё много. Будем его менять, снижая при этом и трудовые затраты.
— Рабочих мест у вас прибавилось?
— За все пять лет не увеличилось даже на десять процентов. Повторюсь: в производительности труда мы ориентируемся на европейские мерки.
— Все источники утверждают, что ваша новая машина не имеет аналогов. Но вы работаете и над её более совершенной моделью?
— Не всё так просто. Новая машина – на рынке одна из лучших по надёжности, по комфорту и безопасности работы экипажа. Но мы не останавливаемся, создаём новые образцы отдельных узлов и целых систем, включая противодействие высокоточным видам оружия.
— А существует ли прообраз всей боевой машины нового поколения?
— Соответствующая задача головными разработчиками уже поставлена.
Новую машину в её полном вооружении мы показали президенту России Владимиру Путину на специальном закрытом показе, где даже нам запретили любую фото и видеосъёмку. Она произвела хорошее впечатление и на руководство страны и на представителей Министерства обороны.
И сегодня мы уже ощущаем высокую оценку своей работы. К нам обращается не только Министерство обороны, но и заводы, которых мы раньше считали своими конкурентами. То есть, наша новая машина вызвала у них большой интерес.
— Буквально на днях президент поставил задачу значительно увеличить выпуск новых ЗРК для армии.
— Нельзя сказать, что эта задача поставлена на днях. Выпуск ЗРК наращивается в рамках государственной программы, рассчитанной до 2020 года. Сейчас рассматривается проект очередной программы – уже до 2025 года, и в нём наша техника также присутствует в достаточно больших количествах.
— Парад 9 мая – смотрите?
— Весь завод смотрит – от рабочего до генерального директора…
Годы, которые наш коллектив прошёл с момента организации завода, были очень тяжёлыми, некоторые процессы пришлось организовывать с нуля. Предприятие работает. Мы увеличили выпуск продукции, хорошо оснастились, навели порядок в цехах и на заводской территории.
Поздравляя коллектив с пятилетием, хочу сказать, что легче нам не будет. Задачи, которые мы на себя берём, потребуют большей отдачи от каждого, слаженной работы всех подразделений. Уверен, с таким коллективом мы справимся!
* * *
Пять лет пролетели быстро, продукция ММЗ стала ещё более востребованной. Зенитные ракетные комплексы, для которых завод выпускает самоходное шасси собственной разработки, являются «хитом» всех военных парадов.
ЗРК «Бук-М2Э» хорошо известен во всех странах мира, как эффективная, а кое в чём и уникальная боевая машина.
Экскурсию по производству для нас провёл лучший начальник цеха Алексей Арсеньев и начальник участка сдачи готовых изделий Сергей Демидов.
«Обратите внимание, сказал Арсеньев, — столько техники в моём цехе не было ещё никогда».
«С первого дня здесь работаете», — спросил я. — «С первого!»